«Я там был; мед-пиво пил – и усы лишь обмочил», – заканчивает Пушкин свою знаменитую «Сказку о царе Салтане». К сожалению, то же самое могут сказать жители Эстонии о снижении цен на коммунальные услуги: похоже на праздник, на который позвали всех, но никто не может подойти к столу.
Кто стал меньше платить?
Партия «Союз Отечества и Республики» (IRL) в своей предвыборной пропаганде поставила на первое место обещание сократить коммунальные расходы. От партии министра экономики Юхана Партса именно этого и ждали. В действительности же все оказалось с точностью до наоборот: расходы на жилье за последние года два выросли более чем на 16 процентов. Подорожали электричество, отопление, тепловая энергия.
Конца гонке цен не видно. В новом году основные тарифы на электричество и цены на сетевую услугу вырастут, что увеличит и счета за электричество примерно на четверть. Влияние открывающегося энергорынка и амортизированной электросети на наш кошелек министр экономики должен был осознать еще два года назад, когда готовил масштабную предвыборную кампанию своей партии. Поскольку уже тогда было понятно, что выполнить вписанное в лозунг обещание будет невозможно, возникает вопрос: сознательно ли политики IRL обманывали или же они просто глупцы?
В выигрыше немногие
После выборов лидеры партии IRL стали рассказывать о том, что лозунг о снижении цен на коммунальные услуги на самом деле якобы означал поддержку и выдачу кредитов от KredEx: за счет получаемых из Евросоюза средств, которые вообще-то предназначены для реконструкции многоквартирных домов и – в меньшей мере – частных. Разумеется, работа с целью сделать здания более энергосберегающими очень важна и нужна, но этого недостаточно, чтобы говорить о снижении коммунальных расходов.
В Эстонии около 40 миллионов квадратных метров жилья, из которых за последние десять лет с помощью KredEx было реновировано всего два процента. Если продолжать в том же темпе, то для реконструкции всех остальных домов понадобится более ста лет. Думаю, ни у нас, ни у наших домов нет времени столько ждать. Особенно в условиях роста цен на энергию и постоянно ухудшающегося состояния старых зданий. Программы KredEx на сегодняшний день коснулись всего одного-двух процентов хозяйств в Эстонии, а деньги на поддержку уже исчерпаны.
Государство в срочном порядке должно найти дополнительные возможности, чтобы помочь людям сделать их дома более энергосберегающими. Особенно необходимы программы для малоимущих семей. В противном случае растущие счета за электроэнергию вытолкнут людей за черту бедности, и государство будет компенсировать людям рост цен через социальную помощь. А это приведет к замкнутому кругу бедности из-за электроэнергии.
Как держать цены под контролем
Жители Эстонии разочарованы. Коммунальные расходы всё растут, и нет никаких признаков того, что правительство хочет хоть немного смягчить ситуацию для потребителей. А ведь возможности защитить людей есть. Если бы Эстония снизила акциз на электричество до допустимого в Евросоюзе минимума, то счета снизились бы примерно на четыре процента. Сегодня этот акциз в 4,5 раза превышает минимально разрешенную норму для частного потребителя и в 8 раз – для коммерческого. Государство также инвестирует в развитие возобновляемой энергии, увеличивая предъявляемые людям счета за электричество. Вместо этого можно использовать продажу квот СО2 и структурные фонды ЕС.
Кроме того, Департамент конкуренции слишком слаб для осуществления контроля над энергетическими фирмами. Департамент подчиняется министру экономики, а тот, в свою очередь, руководит собранием акционеров Eesti Energia – крупнейшего производителя электроэнергии в Эстонии. Налицо явный конфликт интересов, когда Департамент конкуренции не всегда может свободно вмешиваться в деятельность находящихся под контролем министерства учреждений, в том числе, и Eesti Energia. Поэтому Департаменту конкуренции, по аналогии с Банком Эстонии, следует предоставить особые права, чтобы чиновники департамента имели больше возможностей для защиты интересов потребителя.
Социал-демократы за последний год обращались к правительству как с конкретными законодательными инициативами, так и с запросами: для того чтобы снизить цену на электричество. Однако все наши предложения были отклонены.
Так, все-таки, важна для IRL защита потребителя и контроль над коммунальными услугами или нет? Поведение министра экономики дает понять, что нет. А простые люди страдают. Энергетическая политика государства не образуется сама собой, ее проводит правительство под эгидой министра экономики. Так что вряд ли население Эстонии в ближайшее время попробует мед-пиво.