На этой неделе эстонские СМИ разбирались с электричеством, отставкой Михала, креслом Ансипа, а также русскими, которых не было в погребе.
Власть № 4. Вот и Михал ушел, только этого мало
Но сначала – в виде исключения – новости культуры из статьи издателя и переводчика Кристы Каэр «Эстония, англоязычная страна?» в Eesti Ekspress. Издание художественной литературы на эстонском становится невыгодным; цены растут; средний тираж переводного романа упал до критической отметки – 500-800 экземпляров; выбирая книгу на перевод, издательство смотрит на количество страниц и на то, может ли оно получить под эту книгу деньги от какого-нибудь фонда, а не на саму книгу; в прошлом году самый продаваемый роман на эстонском (исторический детектив Индрека Харглы) занимал в рейтинге продаж 27-ю строчку, а самый продаваемый переводной роман («Алеф» Пауло Коэльо) – 46-ю...
«Недавно в новостях проскочило предсказание, что через 20 лет Эстония станет богатой англоязычной страной. Я впервые задумалась над тем, что эти перспективы вполне реальны... Может, через сто лет эстонские писатели перейдут на английский, чтобы наш маленький язык их не ограничивал?» – пишет Криста Каэр. Ну а теперь – о политике.
Охотники за головой
Разгул страстей после отставки министра юстиции Кристена Михала напоминает песню Высоцкого: «Навалились гурьбой, стали руки вязать, и в конце уже все позабавились: кто плевал мне в лицо, а кто водку лил в рот, а какой-то танцор бил ногами в живот...» Все охотятся за головой Ансипа. Все жаждут крови.
Редакторы Eesti Päevaleht иронично хвалят Михала: молодец, что ушел, но этого мало. «Запоздало реагирующая на Сильвергейт Реформистская партия похожа на человека, который не платит по кредиту: пеня растет быстро. Летом хватило бы и отставки Михала, теперь – нет. Кредит доверия к правительству и его мандат ушли в прошлое». В другой редакторской колонке EPL советует белкам «провести серьезный ремонт правительства – найти замену Ансипу, который в качестве премьера уже не эффективен, и еще паре министров, которые явно устали». На место Ансипа предлагаются Ханно Певкур и Урмас Паэт. Более того, вдруг выяснилось, что антагонизм «реформисты против центристов» в виде ночных заседаний парламента вредит Эстонии. Раньше было наоборот. Ну да кто старое помянет...
Категоричны и редакторы Delfi: «Эстонии нужен новый премьер-министр, чтобы не было застоя! Если бы премьер был благородным человеком, он ушел бы сам. Так он бы спас Эстонию, ведь именно об этом он и должен думать». (Разбежались!) «Сперва Михал, потом Ансип?» – в надежде спрашивает Õhtuleht и продолжает: «Удивительно то, что вместе с Михалом не ушел Юхан Партс. Добавим сюда весть из Кадриорга: Михал ушел после того, как президент „прямо, недвусмысленно и многократно дал знать Ансипу“, что министр юстиции должен уйти. Значит, Михал подал в отставку вовсе не добровольно, а под давлением, для того, чтобы реформисты остались у власти... Понятно, что этот незаконченный ремонт многим представляется обманом... Следующим шагом может быть только отставка премьер-министра со всем, что за ней последует». Лаур Уудам в той же газете лаконичен: «Orav kaputt!» (orav – «белка» c эстонского).
«Принести в жертву одного Михала недостаточно», – вливается в хор Ахто Лобьякас в Postimees. «Кто отвечает за падение реформистов как партии – ее глава или „закулиса“, или оба, – вопрос отдельный. В любом случае ясно, что либеральная снаружи и все более тоталитарная внутри партийная модель обанкротилась». Евродепутат Индрек Таранд в Õhtuleht цитирует русского баснописца Крылова: «Te istuge kas nii või naa, teist pillimehi ikkagi ei saa» – мол, нынешние министры в музыканты не годятся при любом раскладе, – и говорит, что менять надо все под корень: Закон о партиях, Закон о выборах, Закон о рабочем распорядке парламента и так далее.
Мальчик хочет в погреб
В Postimees случилась дискуссия о том, почему русские почти не участвуют в общественной жизни Эстонии. И правда, революция на носу, а их, то есть нас, не пригласили! Особо по этому поводу возбудился член правления «Открытой республики» Сергей Метлев: «Понятно, что „ледяной погреб“ (в котором президент собрал круглый стол – Н.К.), не резиновый, но в будущем туда могли бы пригласить и русскоязычных... В русской прессе „Хартию 12“ критиковали: мол, эстонцы сами виноваты, а мы давно говорили, что Ансип – это зло. Конечно же, русские в основной массе так не думают, по крайней мере, не хочется в это верить...»
По Метлеву, русские СМИ тоже виноваты в пассивности местных русских. Есть среди этих русских и хорошие: «У нас возникла мыслящая и дружески настроенная к эстонцам (ээстимеэльне) группа людей русского происхождения. Даже если они критикуют систему, неправда, что они обязательно враждебны государству». До Метлева со товарищи, разумеется, тут из русских и не мыслил никто. Не способны-с! Ну и апогей этого прозрачного, точно слеза младенца, текста: «Считаю, что многие русскоязычные люди готовы взять ответственность вместе с другими гражданами. Не хотелось бы говорить, что русскоязычным гражданам нужно отдельное приглашение, но позитивный и сильный сигнал, конечно, необходим». Хотят ли русские в президентский погреб? Некоторые – очень!
Журналист Айнар Рууссаар считает, что «эстонцы должны усилить голоса русской элиты». Лидером русских мог бы стать «какой-нибудь деятель культуры, историк, актер, журналист или писатель. Вопрос: где радеющие за Эстонию местные Михалков, Политковская, Быков, Никифорова? Где Рауды, Мейкары, Йыксы и Массо русской общины Эстонии?» Но голоса русских звучат слабо, так что, видимо, эстонцам надо взять на себя функции громкоговорителя. Я предлагаю усиливать голоса через ежегодник КаПо – чтобы, значит, слух об этих русских прошел по всей Эстонии великой. Кроме шуток: звучнее будет!
***
Власть 3,14
Ленин и инопланетяне
Русская блогосфера дивится лидерам РФ: то премьер Медведев расскажет о том, что среди нас есть инопланетяне, то президент Путин сравнит мавзолей с Киево-Печерской лаврой.
После «интервью Марианне Максимовской» (как выяснилось позже, Медведев считал, что микрофон выключен) Рунет задался вопросом, зачем премьер заговорил про инопланетян. «У Д.А.Медведева разговоры то о конце света, то про инопланетян, то про фейсбуки и контакты; когда ж по делу-то?)))» – недоумевает в Твиттере kosmadrom. ЖЖ-юзер senseisekai полагает, что Медведев наконец открыл правду о пришельцах: «Прятать дерево в лесу – известный способ скрыть истину». А блогер 5ttrg уверен, что правда еще страшнее: «Вон и Медведев проговорился, что много инопланетян среди рыссиян. Я так понимаю вся российская дума, верхушка силовиков так же. Это же явно нелюди».
Путинское сравнение содержимого Мавзолея с мощами в Киево-Печерской лавре вызвало новую бурю в стакане воды. «Меня не удивляет болезненная привязанность Владимира Путина к Мавзолею, – пишет agit-pop. – Учитывая, что Путин сам мнит себя Спасителем России, верит в Предназначение и всеобщую любовь, он наверняка хочет себя увековечить, рассчитывая в будущем прилечь в том же Мавзолее рядом с еще одним „спасителем России“». «ВВП очень редко говорит разумные вещи, в силу своего скудоумия, но тут он почти попал в десятку, – считает top-lap. – Каждый человек в России подсознательно ищет какую-то икону, святого, царя, императора, которому хочется поклоняться. Кто поклоняется иконам и мощам, кто Путину, кто Навальному, кто Ленину, кто придорожному камню...»