Как прожила год одноэтажная Эстония

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В тихом провинциальном омуте кипят страсти, бурлят конфликты и живут пророки.
В тихом провинциальном омуте кипят страсти, бурлят конфликты и живут пророки. Фото: Маргус Антсу

В течение прошлого года наш еженедельник публиковал материалы о том, как и чем живет провинция, в чем заключаются проблемы маленьких городков и поселков. Год прошел, и хочется подвести итоги.

Едешь по трассе, и то и дело мелькают огоньки хуторов. Кто там живет, занесенный снегами и, возможно, отрезанный от цивилизации? Старик, забытый своими детьми, или отшельник, которого, наоборот, вполне устраивает, что вокруг на километры нет другого жилья? Или один из тех, кто отреагировал на призыв экономиста Андреса Аррака, призывавшего в прошлогоднем интервью «ДД» переезжать в деревню, чтобы не дать ей умереть окончательно...

Толстой был неправ

Помните знаменитую фразу классика об одинаково счастливых семьях? У нас в Эстонии наоборот: счастье у всех разное, если оно вообще есть, а вот проблемы – одинаковые: ничтожные по своему размеру волостные бюджеты, плохо ходящий транспорт, закрытые школы, больницы, пожарные части, полицейские участки и банковские конторы, дорогое отопление и вода. С этим корреспондент «ДД» сталкивалась практически во всех командировках.

Весь прошлый год внимание нашего издания было приковано к Локса, где не затухает конфликт между местными жителями и горуправой. Причем складывается впечатление, что для каждого следующего конфликта повод долго искать не надо: работа местной котельной, подорожание отопления, небрежная прокладка новой теплотрассы, закрытый детский сад – мелочей для жителей Локса не бывает.

Именно в этом городке результат грядущих осенних выборов в органы местных самоуправлений может стать лакмусовой бумажкой для определения степени активности провинциальной Эстонии. Если после осенних выборов состав городского собрания Локса не изменится, то грош цена таким конфликтам!

Свинья – нехороший человек

На Северо-Востоке тоже кипели нешуточные страсти. Но результат радует. Недопонимание между жителями Васьк-Нарвы и пограничниками удалось ликвидировать, и теперь, по словам руководителя службы внешней границы Департамента полиции и погранохраны Валерия Кивисельга, в деревне царит атмосфера сотрудничества, что способствует своевременному раскрытию преступлений, которые, к сожалению, все-таки случаются в этом тихом уголке страны.

С интересом еженедельник будет следить и за предвыборной борьбой в Калласте, которая, по нашему мнению, стихийно началась еще в прошлом году. В настоящий момент Лыунаская служба бюро по борьбе с коррупцией Центральной криминальной полиции под руководством Лыунаской окружной прокуратуры ведут досудебное следствие о присвоении денежных средств города Калласте. Уточним: подозреваемые не являются членами городской управы последнего созыва.

Хрестоматийная фраза о правительстве, которого заслуживает выбравший его народ, приобретает в год выборов особое значение. Кричать и жаловаться в СМИ можно сколько угодно, а вот совершить маленький переворот в отдельно взятом населенном пункте и изменить тем самым его жизнь к лучшему удается далеко не всем. Наверное, поэтому в провинции особенную силу набирают не партии, а избирательные союзы, члены которых четко представляют себе, как действовать и как хозяйствовать. Им больше доверяют, а значит, за них и голосуют.

Вообще, анализируя деятельность политиков на местах, приходишь к выводу: чем дальше от столицы, тем меньшую роль играет партийная принадлежность. Вице-мэр Хаапсалу Андреас Рахуварм сказал в интервью «ДД»: «В маленьком городе нет противостояния партий и нет большой политики, все знают конкретного человека, а не программу его партии. Дело не в том, какой национальности человек и членом какой партии он является. У нас говорят так: ты можешь быть русским, эстонцем, украинцем или финном, но можешь при этом быть свиньей, а можешь – хорошим человеком!»

Депутатов по осени выбирают

Бывает и так, что и избирательный союз крепкий, и делается для развития города немало, а жителям все не так. Так, жители Палдиски были и против расширения Alexela, и против строительства терминала сжиженного газа. Бурные обсуждения детальных планировок стали темой для нескольких статей в еженедельнике. Но вот на последнее обсуждение, как сообщил «ДД» председатель городского собрания Палдиски Николай Пичугов, не пришел ни один человек. Получается, что, возмущаясь на предыдущих собраниях, жители города просто выпускали пар? Или поняли, что протест бесполезен? Или свою роль сыграло строительство новой православной церкви? Во всяком случае Палдиски развивается и хорошеет.


В прошлом году «ДД» был гостем Юло Вооглайда, легендарного социолога, который живет на хуторе под Кохила. То, что нам сказал тогда профессор Вооглайд, не утратило своей актуальности и в год выборов: «Состав Кохилаской управы не меняется уже несколько лет. Они стараются, но материальных средств не хватает. Когда мне в 2007 году было ясно, что наступает кризис, в Рийгикогу говорили, что я распространяю клевету. А мы в Кохила обсудили, что делать: сокращать волостное управление на одну треть или сохранить всех специалистов, уменьшив всем на одну треть зарплату. Урезали зарплату, сохранили людей, и самое страшное время пережили без особых потрясений». На вопрос, изменится ли жизнь в Эстонии в лучшую сторону, Вооглайд ответил прямо: «По-моему – нет. Этого не случится, пока мы живем в системе, которая построена нечестно, на ложной основе». Кажется, что систему давно пора менять. Доживем до осени – увидим, удалось ли это сделать на местном уровне.

Ключевые слова

Наверх