Согласно последним данным, по цитируемости эстонская наука занимает 31-е место.
Аллик: На эстонскую науку ссылаются по всему миру
В прошлом году эстонские ученые успешно публиковали свои работы, и их количественные показатели могут оказаться как никогда выдающимися. Более точные данные станут известны в течение нескольких месяцев.
Профессор Тартуского университета психолог Юри Аллик, занимавшийся изучением международных публикаций эстонских ученых и статистическими данными их цитируемости, подтвердил Postimees, что, согласно нынешней, самой полной базе данных Web of Science, можно сказать, что 2012 год был для эстонской науки успешным.
Web of Science — база данных, которую администрирует Thomson Reuters, она содержит сведения о более 12 000 публикаций в научных журналах с начала XX столетия. В ней также имеются данные о материалах научных конференций.
Если не учитывать представленные на конференциях тезисы, то, согласно сведениям данной базы, эстонскими учеными опубликованы как в 2010, так и в 2011 годах свыше 1600 статей. Сейчас показатели за прошлый год в базе данных ниже, однако, по словам Аллика, это снижение показателей лишь кажущееся.
«Мой опыт подсказывает, что потребуется еще два-три месяца, чтобы все публикации за 2012 год оказались занесенными в базу данных, — сказал он. — Убежден, что количество статей составит около 1700 или даже немногим более того».
Аналитик Эстонского научного агентства Маарья-Лийза Кярп сообщила, что, согласно данным Web of Science, в 2010–2012 годы публикации работавших в Эстонии ученых выходили в среднем 1860 раз в год (по сравнению с вышесказанным различия исходят из учета тезисов конференций. — Ред.), и рост показателей, по сравнению с предыдущими годами, составляет почти 10 процентов.
Горячие темы — физика, экология и медицина
Наряду с предполагаемыми результатами базы Web of Science, за последние годы рост числа публикаций, связанных с Эстонией, уже сейчас демонстрирует медицинская база данных США PubMed. За 2010 год в ней указаны 377 статей, за 2011 год — 389, за прошлый год — 473 научных публикации.
Аналогичную тенденцию можно проследить и по голландской базе данных ScienceDirect, где связанных с Эстонией публикаций за 2012 год — рекордное количество.
Кярп пояснила, что, поскольку эстонские ученые за последние годы все больше участвуют в работе международных сетей, количество международных публикаций также возросло. Главными партнерами по сотрудничеству для ученых Эстонии являются Финляндия, Швеция, Германия, США и Великобритания.
Показатели цитируемости эстонских ученых год от года также возрастали, коррелируясь с числом публикаций. Подобные тенденции аналогичны во всем мире, и без детальных исследований нельзя утверждать, что у Эстонии дела шли как-то лучше, чем у других, делает выводы Кярп.
По ее словам, в последние два года среди наиболее животрепещущих статей, которым пророчили успех, преобладали публикации по физике, связанные с сетью Европейского центра ядерных исследований (CERN).
Из учтенных в Web of Science статей за 2012 год с участием эстонских ученых пять наиболее цитируемых рассматривают известную элементарную частицу — бозон Хиггса, существование которой ранее предполагалось лишь теоретически, а в прошлом году наконец получило подтверждение в испытаниях со стороны ученых CERN. Группой эстонских ученых там руководил профессор физики Тартуского университета Мартти Райдал.
По результатам последних пяти лет в Эстонии наиболее часто цитировались сферы клинической медицины, где мы занимаем 62-е место в мире, а также окружающей среды и экологии, где Эстония находится на 41-м месте, сообщила аналитик научного агентства Кярп.
По словам профессора Юри Аллика, количество статей за последние голы частично может оказаться техническим показателем, поскольку, например, в 2008 году произошло существенное расширение Web of Science и в базу данных добавились несколько издаваемых в Эстонии журналов.
Таким образом, вклад эстонских ученых теперь виден нагляднее, чем ранее. В то же время удельный вес эстонской науки в мировой науке также постоянно возрастал.
Влиятельные научные публикации
Отслеживать цитируемость работ эстонских ученых, по словам Аллика, важнее и интереснее, чем статистку публикаций. Количество цитат подсчитывает также и Essential Science Indicators (ESI), базирующаяся на Web of Science и содержащая данные за последние десять с половиной лет, в том числе и за первые шесть месяцев 2012 года.
По словам Аллика, ESI выборочно отражает 22 научные сферы, и чтобы попасть в базу данных ESI, установлены несколько проходных ступеней. Эстония представлена во всех сферах, то есть оказалась выше среднего в мире.
Чтобы попасть в базу данных ESI, ученый-одиночка должен иметь в своей сфере не менее одного процента цитируемости. По данным Аллика, из Эстонии больше всех преодолели установленный порог те представители науки (восемь ученых), которые занимаются вопросами окружающей среды и экологии.
Пятеро эстонских ученых преодолели порог в сфере растениеводства и животноводства, четверо — в молекулярной биологии и генетике, двумя или одним учеными представлены еще несколько областей науки.
В рейтинге стран, по заверению Аллика, США утратили свои прежние ведущие позиции и оказались по цитируемости на четвертом месте. Государствами с самыми высокими показателями цитируемости, то есть имеющими наиболее влиятельные научные публикации, стали Швейцария, Исландия и Дания.
По цитируемости эстонская наука занимает 31-е место в мире, в среднем 9,6 ссылки на статью. У Швеции 8-е место, у Финляндии — 10-е, у Латвии — 51-е, у Литвы — 70-е место.
Web of Science