Идавирусцы считают, что дающий народу возможность влиять на законы страны портал необходим, но не уверены, что сотни сделанных предложений всерьез повлияют на законы о партиях и выборах.
В Ида-Вирумаа надеются, что от Народного собрания будет толк
Нарвский юрист Александр Гамазин считает, что в Эстонии законы уже давно принимаются без учета мнения населения, поэтому такой портал, как Народное собрание (Rahvakogu), давно следовало открыть, причем работать он должен постоянно.
«Со временем иссякнет нынешний фонтан идей, не все из которых можно принимать всерьез, некоторые явно графоманские. И тогда это будет обычная рутинная работа — просеивать через сито придется небольшое количество предложений, среди которых могут оказаться весьма существенные», — считает Гамазин.
Серьезные предложения
Юрист поделился личным опытом внесения поправок в законы, когда он много лет пытался обращаться с предложениями в Министерство юстиции: «Пока не понял, что чиновники министерства не заинтересованы в том, чтобы посторонние вмешивались в их работу.
Изменить что-то в законодательстве удавалось только через депутатские комиссии парламента. Поэтому это правильная идея — передать народные инициативы после изучения их экспертами непосредственно в парламент».
Сам Гамазин предложений на портал Rahvakogu не направлял, но поддерживает некоторые из озвученных там идей и считает, что они заслуживают серьезного рассмотрения.
В первую очередь это касается идеи запретить членам городского или волостного собрания входить в советы муниципальных предприятий и целевых учреждений.
Вначале депутатов вводили туда с целью контроля и влияния на деятельность этих предприятий и учреждений. Но поскольку деньги, привилегии, дивиденды за участие в Советах депутаты получают от этих “подконтрольных” учреждений и предприятий, то постепенно они стали вместо контроля лоббировать интересы данных учреждений.
«Кроме того, в тех самоуправлениях, где власть узурпирована, в советы направляются только представители правящей коалиции, и в случае выхода из коалиции конкретный депутат тут же исключается из всех советов.
Следовательно, членство в этих советах превратилось в обычную “прикормку” лояльных депутатов. Наконец, явная двусмысленность депутатского членства состоит в том, что состав советов утверждается мэром города или волостным старейшиной, и, следовательно, депутат попадает в явную зависимость от мэрии», — поясняет Гамазин.
Также он поддерживает предложение запретить так называемые «избирательные паровозы»: если выбранный в местное собрание кандидат отказывается от должности, набранные им голоса должны аннулироваться.
Хотя Народное собрание работает как на эстонском, так и на русском языке, на русском языке сделано значительно меньше предложений. В чем причина такой низкой активности? «Думаю, люди не верят, что предложения на русском языке будут восприняты всерьез. Идеально было бы, если бы портал обеспечивал перевод всех сделанных предложений на оба языка», — считает Гамазин.
Конкретные сроки
Городской секретарь Нарвы Антс Лийметс — один из тех, кто подал предложение на портал Народного собрания: ограничить пребывание на выборных должностях в парламенте, городских и волостных собраниях тремя сроками подряд.
«Самый большой недостаток народных избранников — их отрыв от народа. Ограничение срока пребывания на выборных должностях сделает их ближе к народу. Я не ожидаю, что мое предложение будет принято «на ура», но надеюсь, что его учтут.
Видел на портале аналогичное предложение, но там речь идет уже о двух сроках. Я считаю, для маленькой волости это слишком короткий срок», — рассказал Лийметс. Он считает, что портал Народного собрания должен работать постоянно.
«Хорошие идеи надо постоянно собирать, чтобы наше общество было живым и развивалось. Ведь неизвестно, когда кому-то придет в голову хорошая мысль. Это не значит, что любое предложение сможет изменить закон, но возможность такая должна быть. Многие помнят портал Täna otsustan mina (« Сегодня решаю я»), действовавший еще во времена Марта Лаара: он проработал пару месяцев очень активно и затем исчез», — вспоминает Лийметс.
Он подчеркнул, что преимущество нынешнего начинания — конкретные сроки: срок подачи предложений, срок, когда предложения по изменению законодательства будут переданы в парламент и будет виден конкретный результат работы Народного собрания. Спустя некоторое время можно назначать новые темы для обсуждения и снова собирать предложения.
Одна из возможностей
Главный редактор уездной газеты «Северное побережье» Эрик Гамзеев считает, что как начинание, стимулирующее гражданскую активность, Rahvakogu следует оценивать позитивно.
«Если человек активен и имеет интересные идеи, касающиеся общественной жизни, у него нет проблемы высказать их публично через медиа-каналы. Можно даже просто снять трубку и позвонить тому или иному депутату.
Народное собрание — не единственная возможность озвучить хорошую идею. Но, как любое начинание, призывающее людей участвовать в общественной жизни, оно позитивно», — считает Александр Гамзеев.
По его мнению, вопрос в том, долго ли просуществует начинание и что будет со сделанными предложениями. «
Это ведь уже не первая такая попытка. В свое время был аналогичный портал Täna otsustan mina, и вначале наблюдался огромный интерес к нему и всплеск предложений, а затем все заглохло. Надеюсь, что на этот раз результат будет весомым», — говорит Гамзеев.
Он не ждет от нового начинания сразу большого прорыва, но надеется, что часть идей будет учтена.
«Хорошо, что каждое предложение имеет автора с конкретным именем — когда человек рассуждает под своим именем, он относится более ответственно к своим формулировкам», — отмечает он.
Нарвитянин сделал рекордное число предложений в Народное собрание