Этот фильм не является классической экранизацией биографии. На самом деле главной темой этой киноленты, выдвинутой на соискание премии «Оскар» в 12 номинациях, является принятие одного законопроекта, вернее сказать, лоббирование 13-й поправки к Конституции США в Палате представителей.
История одной поправки к закону
Фильм, стремящийся к исторической точности, обращен к последним месяцам жизни Авраама Линкольна в начале 1865 года, когда, вероятно, наиболее почитаемый в американской истории президент страны был только что переизбран на второй срок, и, несмотря на противодействие со стороны своей администрации, поставил перед собой цель, казавшуюся недостижимой, — одновременно завершить гражданскую войну в США и еще до ее завершения вписать в Конституцию отмену рабства.
Линкольн хотел побыстрее принять поправку к Конституции — он сообщил об этом своему правительству в начале января и потребовал ее утверждения уже к концу того же месяца, опасаясь, что после завершающейся войны его прокламация 1863 года, которой он освободил рабов, может оказаться недействительной.
Во время гражданской войны Линкольн был наделен чрезвычайными полномочиями на период ведения военных действий, и оставалась опасность, что с окончанием войны суды могут аннулировать президентский закон.
Одновременно Линкольн опасался, что если поправка к закону не будет принята до завершения войны, возвращающиеся в лоно США южные штаты страны отвергнут ее после завершения войны.
«Поэтому я хочу, чтобы Палата представителей приняла 13-ю поправку к Конституции и направила бы ее на ратификацию штатам, чтобы вся эта история с рабством отныне и навсегда была решена. Настолько быстро, насколько только возможно. Сейчас. К концу этого месяца», — требовал Линкольн.
Его желание казалось неосуществимым даже его собственным министрам, поскольку политическая ситуация оставалась для этого слишком уж сложной. Поскольку каждая поправка к Конституции должна получить при голосовании поддержку двух третей членов Палаты представителей, в поддержку отмены рабства должны были отдать свои голоса как все депутаты от возглавляемой Линкольном Республиканской партии, так и пара десятков представителей парламентского меньшинства из стана демократов.
Президент сумел добиться желаемого
Единодушия по вопросу о поправке к Конституции не было в рядах обеих партий — среди республиканцев были те, кто считал целесообразным сначала завершить войну, демократы публично заявляли, что если даровать рабам свободу, то за этим могут последовать такие чудовищные шаги, как предоставление избирательного права чернокожему населению и женщинам.
Несмотря на сомнительность перспектив, благодаря своим необычайно хитроумным политическим действиям, Линкольн сумел добиться желаемого. Большая часть фильма как раз и повествует о том, каким образом это стало возможно. Его методы не отличались благородством и не всегда сочетались с репутацией Линкольна как Честного Эйба.
Он не чурался лжи, пользовался сомнительными схемами на грани законности, наняв с целью «убеждения» демократов целое трио лоббистов (создающих в фильме целую чреду комических эффектов Джеймса Спэ́йдера, Джона Хоукса и Тима Блейка Нельсона), которые довольно безнравственным образом переманили наиболее склонных к смене взглядов народных избранников, посулив им федеральные посты или же непосредственно наличные.
«Давать взятку конгрессмену не является противозаконным. Иначе они оголодают», — оправдывает персонаж Спэйдера поступок Бильбо. Поскольку цел была благородной, она вполне оправдывала средства.
«Линкольн» стал не просто великолепной исторической драмой, но и метким комментарием по поводу болевых точек современной политики Соединенных Штатов.
Точно так же, как и 150 лет назад, политика США до сих пор остается в состоянии глубочайшего раскола — неспособность демократов и республиканцев к достижению компромисса в принципиальных вопросах в последние годы наглядно подтвердилась в ходе переговоров о преодолении бюджетного кризиса или же пределов долговых обязательств.
Жаль только, что полемика и взаимные оскорбления в Палате представителей сегодня уже не так остры и притягательны, как в «Линкольне», в котором ярый аболиционист Тадеуш Стивенс (Томми Ли Джонс) так отделывает «болванов» демократов, что только треск стоит.
Фильм вышел после президентских выборов
Высказывание Бильбо относительно падких на взятки конгрессменов вполне актуально и сегодня. Влияние на американскую политику денег могущественных организаций и крупных корпораций, лоббирующих свои интересы, с годами только росло.
Временами репутация народных избранников столь незавидна, что сравнение их с проститутками кажется даже оскорбительным для последних. Самая красноречивая параллель, разумеется, ни разу не отмечена в самой киноленте: чернокожий хозяин пришел в Белый дом.
В США фильм «Линкольн» вышел на экраны в ноябре прошлого года сразу же после президентских выборов, на которых темнокожий Барак Обама был избран на второй президентский срок.
Многие американские комментаторы, опасаясь, что накануне нового года страна окажется на пороге бюджетной пропасти, напоминали Обаме о решительных действиях Линкольна, благодаря которым была принята 13-я поправка к Конституции США, отменившая рабство. Сегодня уже ясно, что Обама смог лишь частично выполнить стоявшую перед ним задачу. США отошли от края пропасти, но недалеко, поскольку бюджетные споры продолжаются.
Идущий в США политический процесс кажется многим, включая самих американцев, слишком сложным и архаичным. Таким же на первый взгляд может показаться и фильм «Линкольн».
Сценарист Тони Кушнер, которого связывает совместная работа со Стивеном Спилбергом над фильмом «Мюнхен», в основу которого также легли реальные события, в целом остался верен историческому материалу и ради зрелищности не пошел по пути упрощения событий.
Единственным исключением можно считать разговор в начале фильма между Линкольном и двумя чернокожими солдатами, задающий фильму слишком удобные рамки.
Автор этих строк больше всего опасался, что Спилберг снимет своего рода «жития святых», ведь для американцев 16-й президент США Авраам Линкольн почти что святой — безупречный моральный компас в самый решающий момент истории государства, и тот факт, что он был смертельно ранен в театре Форда, еще больше усиливает его исключительность (в фильме сцена покушения одна из немногих мелодраматических).
По словам Дорис Кёрнс Гудвин, автора книги «Team of Rivals», которая легла в основу фильма, в истории человечества только об Иисусе и Шекспире писали больше, чем о Линкольне.
К счастью, Спилберг сумел не угодить в ловушку восхваления главного героя. В течение двух с половиной часов Линкольн предстает перед зрителями с разных сторон: мы видим великолепного рассказчика анекдотов, влиятельного и решительного главу государства, отца, бьющего по лицу сына Роберта (Джозефф Гордон-Левитт); мужа, грозящего отправить жену Мэри Тодд (Салли Филд) в больницу для душевнобольных. Стремясь достигнуть цели и провести через палату представителей Конгресса 13-ю поправку к Конституции, Линкольн не боялся запачкать руки в политической борьбе.
Волей режиссера Линкольн опущен с высот на землю, и выглядит при этом очень убедительно. В этом огромная заслуга Дэниэла Дэй-Льюиса, сыгравшего главную роль.
Сходство актера со своим персонажем
Не знаю, думали ли вы об этом, но мне всегда казалось, что Линкольн обладал грубым и звучным голосом. Между тем по воспоминаниям современников, у президента Линкольна был тенор, а вовсе не бас или баритон, как можно было бы подумать, зная о его репутации умелого оратора. Дэниэл Дэй-Льюис тоже обладает высоким, почти женским голосом, который звучит поначалу очень непривычно.
Дэй-Льюис и внешне очень похож на своего героя, актеру, к слову, сейчас 55 лет, ровно столько же, сколько было Линкольну в начале 1865 года. Лицом и фигурой Дэй-Льюис сумел передать ту скорбь, которую переживал Линкольн и из-за гибели в братоубийственной войне сотен тысяч американцев, а также из-за смерти младшего сына Вилли, скончавшегося за три года до событий, описываемым в фильме.
Актер играет Линкольна в основном мягким и спокойным, и только в великолепной сцене за два дня до голосования, в которой республиканцы говорят президенту о том, что поправка к Конституции не может быть сейчас принята, Линкольн теряет самообладание и, ударив по столу, требует, чтобы недостающие голоса были найдены: «Я, президент Соединенных Штатов Америки, наделен колоссальной властью! Вы должны добыть эти голоса!»
Кажется невероятным, что поначалу актер отклонил предложение сняться в этой роли, ссылаясь на то, что не сможет воплотить на экране образ Линкольна.
По словам сценариста Кушнера, лишь прочитав книгу Кёрнс-Гудвин, Дэй-Льюис дал согласие на съемки. Он увидел, что Линкольн был вовсе не суперменом, а человеком из плоти и крови, хотя и чертовски умным политиком.
«Линкольн»