Художественный руководитель Русского театра Марат Гацалов рассказал об открывающемся в Вильяндиской академии культуры первом в Эстонии русскоязычном актерском курсе.
В Вильянди будут набирать курс русскоязычных актеров
В этом году на факультете театрального искусства Вильяндиской академии культуры Тартуского университета впервые в Эстонии будет набран русский курс студентов, которые по окончании учебного заведения получат дипломы о высшем образовании по специальности «актер драматического театра».
С инициативой начать в Эстонии подготовку профессиональных русских актеров выступил художественный руководитель Русского театра Марат Гацалов.
До вас в Русском театре было много худруков и директоров. Но только вы, заняв эту должность совсем недавно, предложили готовить русских актеров в Эстонии.
Я подумал об этом практически сразу, как стал худруком Русского театра и получил о нем первое представление. Это хороший театр, а чтобы у него было будущее, надо готовить актеров. По-моему, это естественно.
Тот факт, что это предложение было поддержано высшим государственным учебным заведением, учиться в котором студенты нашего курса будут бесплатно, говорит о том, что в этом заинтересована и Эстонская Республика.
Несколько лет назад для подготовки актеров в нашем Русском театре молодые люди из Эстонии направлялись на учебу в московскую Школу-студию МХТ, под патронажем Олега Табакова. Такая практика не оправдала себя? Не все ведь вернулись в театр.
Одни вернулись, другие нет. У нас работают получившие там образование актеры Косяков, Кучмезов, Егорушкина, Фурманюк… Но я хотел бы лично заниматься со студентами — потенциальными будущими актерами нашего театра, наблюдать за их ростом.
А каким будет уровень образования в Вильяндиской академии?
Само по себе это учебное заведение, насколько мне известно, давно зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Что касается нашего курса, то актерское мастерство, скажем, будет вести Калью Комиссаров — этот мастер не нуждается в представлении.
Вы сказали, что и сами лично хотели бы заниматься со студентами.
Да, я буду два-три раза в неделю ездить в Вильянди и вести занятия. А каждый семестр в течение месяца с ребятами будут заниматься в Таллинне преподаватели ГИТИСа и других московских учебных заведений.
Есть большая вероятность, что это будут профессор ГИТИСа Леонид Хейфец, один из ведущих в России специалистов по пластике и сценическому движению Геннадий Абрамов, а также известный специалист по сценической речи Марина Перелешина.
Предварительные переговоры уже были с Львом Додиным и Львом Эренбургом. Это очень громкие имена. Даже в Москве не у всех есть возможность у них учиться.
Я обратился к председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с просьбой поддержать начинание, и он с удовольствием согласился.
В распространенном вашим театром сообщении сказано, что предполагаются и мастер-классы на английском языке.
Мы планируем также привлекать преподавателей из Великобритании и США. В частности, из Йельской школы драмы, одной из самых сильных в Америке. У меня есть опыт сотрудничества с этой школой. Почему бы не продолжить это сотрудничество здесь, в Эстонии?
Каким же будет основной язык обучения на курсе?
Преподавание основных профилирующих предметов — сценическая речь, актерское мастерство — будет проводиться и на русском языке, а общеобразовательных — на эстонском.
Какова теперь будет судьба студии при Русском театре, недавно возобновившей свою работу после некоторого перерыва?
Она продолжит работу в обычном режиме. То есть пять дней в неделю. Только уроков актерского мастерства будет около 24 часов в неделю. Студия открыта для юношей и девушек, которые увлечены театром. Актерский курс в Вильянди — для тех, кто хочет получить профессию актера. Кстати, студийцы тоже могут прослушиваться, но на общих для всех условиях.
Прослушивание претендентов уже было?
Да, два раза прослушивали ребят в начале января в Таллинне и Нарве. Следующее прослушивание состоится 10 февраля в Русском театре.
Из тех молодых людей, кого уже посмотрели-послушали, на кого-нибудь обратили внимание?
Да, были интересные ребята. Хочу сказать, что претендовать могут все, при этом не обязательно заниматься в драматическом кружке. Человек может прийти на прослушивание, даже не подозревая, что в нем скрыт самобытный актерский талант. Надо пробовать.
Исходя из опыта двух предыдущих прослушиваний, что бы вы посоветовали тем, кто только еще собирается прийти?
Прежде всего — хорошо подготовиться. Надо выучить одно-два стихотворения, одну-две басни, прозаический отрывок, монолог. Следует быть готовым к тому, что мы можем попросить спеть, станцевать.
Недостаточно просто прочитать текст без запинок и с выражением. Очень важен выбор материала. Он должен показать разнообразие ваших возможностей, творческий диапазон, а главное — раскрыть вашу индивидуальность.
Были случаи, когда ребята приходили явно неподготовленными, с одним-двумя стихотворениями. Но если видно, что у человека есть какая-то искорка, хоть малейший шанс проявить себя в актерской профессии, я могу предложить прийти на повторное прослушивание. Однако лучше все же сразу подготовиться.
Сколько студентов предполагаете набрать в этом году?
Порядка двенадцати.
Допустим, все доберутся до диплома. И все будут трудоустроены в Русском театре? А через год Вильяндиская академия выпустит еще с дюжину дипломированных русских актеров…
Курс будет набираться раз в четыре года. Театральная труппа — живой, многослойный организм, который постоянно обновляется. Действительно, курс в Вильянди мы затевали в первую очередь для того, чтобы подготовить актеров для себя.
Но Русский театр — не единственный возможный вариант для выпускников. Если человек искренне любит театр, актерскую профессию, одарен и трудолюбив, он не затеряется и всегда найдет себе применение.
Актерский курс