Ноормяги: главное — объединить усилия

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Уездный старейшина Ида-Вирумаа Андрес Ноормяги.
Уездный старейшина Ида-Вирумаа Андрес Ноормяги. Фото: Ирина Токарева

 Новым уездным старейшиной Ида-Вирумаа правительство утвердило мэра Нарва-Йыэсуу Андреса Ноормяги.
 

Вчера правительство утвердило в должности уездного старейшины Ида-Вирумаа Андреса Ноормяги, который последние семь лет занимал пост мэра Нарва-Йыэ­суу. У нового старейшины есть четкое представление о том, как должен развиваться дальше один из самых проблемных уездов Эстонии.

Сейчас трудно представить, что когда-то вы были чужим для Нарва-Йыэсуу человеком. С чего началась ваша работа здесь?

Меня, члена ResPublica, пригласила работать в Нарва-Йыэсуу коа­лиция горсобрания, которая состояла из центристов и беспартийных — такая вот интересная вещь. В то время я лично знал в Нарва-Йыэсуу всего двух человек — бывших коллег по бизнесу.

Первое время было очень тяжело: я чувствовал себя в мэрии, как инородное тело. К концу первого года поставил перед горсобранием вопрос ребром: или вы принимаете мои предложения по кад­ровым вопросам, или я ухожу.

Городское собрание поверило мне. Пришлось поменять 75% персонала, после чего можно было сказать: управа работает.

Планы были большие: вернуть Нар­ва-Йыэсуу славу одного из лучших курортов Эстонии. Что удалось сделать?

У Нарва-Йыэсуу нет другого будущего, кроме как развиваться как курорт. Уверен, что сейчас Нарва-Йыэсуу — на пороге очередного подъема. Я принял город, у которого было только 9000 кв.м собственной земли и достаточно много долгов.

Сегодня долгов у нас — ноль, имущества — десятки гектаров, в том числе городской пляж, в работе проекты развития — теплотрассы, водоканализационной сети, променада. Результат всей большой подготовительной работы будет виден уже в этом году, когда будут разрезать ленточки у нового променада.

Не жаль, что результат подготовительной работы не будут связывать с вами?

Нет. Есть разные типы людей: кто-то задумывает, кто-то делает, кто-то поддерживает и развивает сделанное. Моя работа была в том, чтобы начать изменения. Та команда, которая сегодня в мэрии есть, вполне справится с тем, чтобы развивать и поддерживать начатые проекты.

Вы уже думали о преемнике?

Конечно, таких достойных людей несколько. Решать будет коа­лиция городского собрания, но я уверен, что и после моего ухода все проекты будут развиваться.

Чем должность уездного старейшины привлекательнее, чем пост мэра курортного города?

Одна из причин моего интереса к новой должности банальная — для личного развития человека нехорошо слишком долго оставаться на одном месте. Он потеряет как специа­лист. Для руководителя оптимальный срок работы на одном месте — пять-восемь лет.

Вторая причина — за эти семь лет я много общался с представителями местных самоуправлений Ида-Вирумаа, с организациями, занимающимися его развитием. И у меня сложилась довольно четкая картина того, что уездный старейшина мог бы сделать для того, чтобы уравновесить развитие Ида-Вирумаа.

Я это видение высказал региональному министру, когда он спросил, согласен ли я быть кандидатом на должность уездного старейшины Ида-Вирумаа.

Вы не считаете, что развитие Ида-Вирумаа уравновешено?

Такой вопрос прозвучал и на встрече с Союзом местных само­управлений в Йыхви. Я ответил на него так: если в плане развития нашего уезда 95 раз упоминается слово «сланец» и только по два раза — «сельское хозяйство», «рыболовство», а таких слов, как «рождаемость» или «наркомания», обозначающих наши острые проблемы, нет вообще — то как вы считаете, уравновешено такое развитие или нет? По-моему, нет.

Те, кто занят в сфере сланца, могут с вами не согласиться. Сланцевая промышленность — все же основа экономики уезда.

Я сам родом из Ида-Вирумаа, три года после института работал в «Эстонсланце». Речь ни в коем случае не идет о сворачивании сланцевой промышленности. Но должны быть дополнительные ценности, нужно создать среду, где люди хотели бы жить, куда хотели бы приезжать.

Для этого нам нужны рабочие места, нужно цветущее сельское хозяйство, которое, в том числе, помогало бы и развитию туризма, потому что для туристов это важно — местная кухня, местные продукты.

Что практически может сделать для этого уездный старейшина?

У чиновника ровно столько работы, сколько он берется сделать. И небольшой бюджет уезда не является тут определяющим фактором. Нарва-Йыэсуу тоже небогатый город, но сделать удалось многое.

Главное — это объединить усилия разных людей и разных организаций по развитию Ида-Вирумаа. Это может сделать старейшина. Проще всего писать в газете, что Ида-Вирумаа — такой-сякой, проблемный регион.

Опыт показывает, что в любой сфере жизни, личной или общественной, если сосредоточиться на том, что у вас есть проблемы — то и получите проблемы. Если сосредоточиться на том, что у вас есть хорошего, и это хорошее развивать — получите развитие. Хотя не стану отрицать, что развитие Ида-Вирумаа — это долгий путь.

Андрес Ноормяги

* Родился в Кохтла-Ярве 10 июня 1963 года.

Ключевые слова

Наверх