Для художника-космиста Олега Высоцкого главная награда, когда человек не только смотрит, но и видит его картину. Искусству видеть он учит и своих юных и взрослых учеников.
Высоцкий — космист из Эстонии
На днях в таллиннском социальном центре Хааберсти открылась выставка работ художника Олега Высоцкого, своеобразное творчество которого известно далеко за пределами страны. Космист из Эстонии — так его называют коллеги в России.
На стенах небольшого зала развешаны картины, которые мало кого могут оставить равнодушным. Они завораживают, на них можно смотреть долго и неотрывно, погружаясь в светлую, пронизанную красотой и гармонией беспредельность. Это и есть космизм Олега Высоцкого.
Искусство видеть
Его картины выставлялись и выставляются в куда более престижных местах, чем районный социальный центр. Впрочем, для самого художника эта престижность весьма условна. «Например, у меня была выставка в Государственной думе Российской Федерации, — говорит он. — Престижно это или нет?
Помню, как некий депутат, проходя мимо, наклонился к одной из картин. Ну, думаю, заинтересовался человек.
А его, оказывается, интересовало собственное отражение в стекле. Поправил прическу и пошел дальше. Зато какая теплая душевная обстановка была на открытии выставки в том же социальном центре. Люди стихи читали».
Высоцкий подчеркивает: все его творения — для людей. Депутаты ли это, утонченная богема или простые пенсионеры — неважно. Где работы выставлены — тоже не главное. Для него важно другое — завязывается ли у зрителя диалог с картиной? Как сказал Высоцкий, для него как для художника высшая награда, если человек не только смотрит, но и видит картину.
Смотреть и видеть, настаивает он, — это далеко не одно и то же. Курс, который Олег Высоцкий ведет для юных и взрослых любителей живописи, так и называется — «Искусство видеть».
«Мы гордимся тем, что рядом с нами в Ыйсмяэ живет такой талантливый человек — Олег Николаевич Высоцкий», — сказал, открывая выставку, директор социального центра Геннадий Вихман. Однако большую часть времени художник проводит в Старом городе, в своей мастерской, которая служит и учебным классом для его учеников.
«Некоторые мои коллеги, особенно в возрасте, говорят, что не приемлют современных информационных технологий, а я очень даже дружу», — показывает Высоцкий на лаптоп, раскрытый на столе среди красок, кистей и всего прочего необходимого художнику.
И тут же сообщает, что как раз сегодня на своей странице в Facebook разместил обнаруженные им где-то потрясающие фотографии кораллов. «Гляньте, это же просто фантастика!» — восклицает он, как бы подтверждая, что сам искусством видеть и удивляться увиденному владеет вполне. Кстати, художественная фотография для него — такое же давнее увлечение, как и живопись.
Старые блокноты
В мастерской повсюду висят такие же завораживающие картины, как и на выставке. Небесная синева разных оттенков, очертания каких-то арок в вышине на целом ряде работ — видимо, сквозной образ для художника, — пустынные пейзажи, и неясно, где грань между явью и фантазией. В мастерской звучит негромкая музыка, очень созвучная такой живописи.
«Осторожно, не запачкайтесь, здесь краска еще не высохла», — возвращает к реальности художник, указывая на мольберт у стола. Обычный земной пейзаж: море, барашки волн, бегущих к берегу, лесок вдали... «Учебная работа, — поясняет Высоцкий. — Изучаем обычные технологические приемы. Основу, так сказать. Без нее ничего не получится. Чем бы вы в живописи не занимались».
Если надо, он нарисует гиперреалистичный пейзаж, натюрморт, все что угодно. Просто это ему не очень близко. «Хочется передать миру свой особый взгляд, передать то, что никто еще не видел», — поясняет художник.
В молодости большое место в жизни Олега Высоцкого занимал спорт. Он и сейчас не прочь поплавать, а было время, занимался очень серьезно разными видами, работал спортивным инструктором. Уроженец Украины, впервые он оказался в Эстонии по линии спорта, а уже позже волей судьбы переехал сюда.
«Для меня Эстония — не просто место жительства, — говорит Высоцкий. — Я сразу полюбил эту страну и захотел как можно лучше узнать, проникнуться ее духом. Поскольку я жил в Силламяэ, а это, прямо скажем, не самый типичный эстонский город, я ездил в Таллинн, ходил по улицам, музеям, галереям, записывал все новое для себя в блокноты, они до сих пор у меня хранятся».
Работал он на одном из предприятий художником-оформителем. А что же космизм? «Это было со мной всегда, только я не знал, что это так называется», — признается Высоцкий.
Тогда же он понял, что надо много учиться.
Поступил в заочный университет искусств, на факультет живописи и графики, и эти пять с половиной лет многое ему дали, хотя были и сложности: не всем преподавателям в вузе нравилось то направление, в котором творил Высоцкий.
Как соло на флейте
Было в его жизни несколько судьбоносных встреч. Первая произошла с искусствоведом Ольгой Кальюнди, ныне уже покойной, а тогда она работала в Таллиннском художественном институте. «Я показал ей свои картины и спросил — представляют ли они хоть какой-то интерес? Можно ли их показывать людям? — рассказывает художник. — Она ответила, что не только можно, но и нужно».
Позже Ольга Кальюнди напишет о его творчестве: «В работах Олега Высоцкого много воздуха, света, негромко звучащей, как соло на флейте, музыки, утонченной поэтичности. Хрупкие, музыкально-поэтические образы его лирического мира, заключающие в себе сгусток интеллектуальной энергии и пластических идей, возникают как поток свободных и напряженных импровизаций. Игра его подсознания сложна, но никак не агрессивна. Напротив, тонкость и отрешенность, почти детская чистота восприятия...»
Осенью 1998 года Высоцкий случайно (в данном случае, замечает он, это слово надо закавычить) оказался в Москве, в Международном центре-музее Николая Рериха. Там проходила научная конференция «Искусство как способ познания инобытия», а к ней была приурочена коллективная выставка «Неземные миры земных художников».
Он принял участие и в выставке, и на конференции людей послушал. Тогда и понял: то, что его так влечет, — это целое направление в искусстве и философии и называется оно космизм.
По всей видимости, на той коллективной выставке работы Олега Высоцкого были отмечены особо, потому что ему предложили подготовить персональную выставку, и 15 января 1999 года там же, в музее Рериха, она была открыта.
Это была не первая его персональная выставка — первая прошла в 1991 году в одной из башен Старого города, — но знаковая: художник Олег Высоцкий, космист из Эстонии, был замечен.
Генеральный директор музея Рериха Людмила Шапошникова в своей книге «Тернистый путь красоты», высоко оценив его творчество, заключает: «Тонкость внутреннего мира художника порождает в нем то духовное зрение, которому становятся доступны глубинные процессы, идущие в космическом Инобытии».
С тех пор выставки Высоцкого проходят в России, Украине, Латвии, Литве, Германии. Причем пара сотен картин путешествует по городам и весям автономно от автора. О своих выставках он зачастую узнает случайно.
Поэтому, называя их количество на сегодня — 150, художник уточняет, что это приблизительно. Да и не так уж важно для него точное число. А что важно? Умение видеть окружающий мир.
Олег Высоцкий этим даром обладает — увидеть мир во всей его многомерности. Как видят его дети — а значит, ему дарована ежедневная радость открытия новых миров и в хорошо знакомом вроде бы цветке, и в том же коралле, и в глубинах Космоса.
А потом кистью и самыми обычными красками передать это свое видение так, что на картину хочется смотреть и смотреть.
Олег Высоцкий