«В Валгаском горсобрании, – сообщает портал, школьную реформу поддержали 16 депутатов, а пять – проголосовали против, большая часть центристов голосовала за реформу».
Мог ли у этого голосования быть другой результат? Мог. Если бы в составе горсобрания остался депутат Игорь Яллай – валгаский «моторчик» русской культуры, издатель и редактор местной газеты на русском языке Walk, учитель года, бессменный депутат горсобрания с 2002 года. У нас куда-то потерялось выражение «столп общества», но это как раз про Игоря. Знать о том, как от него избавились, нужно хотя бы для того, чтобы такое не повторялось. А подобных случаев по Эстонии только мне известно четыре, и вполне вероятно, что в реальности их больше.
Механизм политического мошенничества
Депутат Яллай вышел на Совет русских школ в октябре 2010, сразу после его создания, и обратился со следующей информацией: «Валгаским горсобранием проводится опрос с целью выяснить отношение людей, связанных с Валгаской Русской гимназией, к объединению ее гимназических классов с гимназическими классами эстонской гимназии. По сути, предлагается закрыть Валгаскую Русскую гимназию, оставив на русском языке только основную школу».
Так прозвенел первый звонок. К концу зимы под мэром Валги Иваром Унтем затряслось кресло, и на следующем заседании горсобрания его ждал вотум недоверия, Яллай – один из главных оппонентов. Мэру надо было как-то выкручиваться.
И вот, в конце февраля 2011 года, в пятницу вечером (дата не важна) мэр приглашает к себе Игоря и делает ему предложение: написать программу развития Валгаской Русской гимназии. Игорь с радостью соглашается и на вопрос, сколько ему на это нужно времени, отвечает, что справится за полтора месяца. Мэр просит его подписать составленное заранее заявление о занятии должности внештатного старшего специалиста горуправы, а по поводу подписания договора зайти в понедельник. В понедельник, однако, Игоря никто не принимает, а во вторник он обнаруживает у себя в почте решение Валгаской избирательной комиссии об исключении его из состава горсобрания. С какой это радости?