В начале года у одного мужчины среднего возраста, проживающего в Южной Эстонии, умер брат. Мужчина хотел кремировать родственника, однако в похоронном бюро ему сказали, что сначала — деньги, потом — предоставление услуги.
Урны с прахом так и стоят на полочке в крематории
По мнению самого мужчины, было бы справедливо и логично заплатить за кремацию после. В ответ на это заведующий бюро отвел его в заднюю комнату и показал полку, где стоят урны с прахом, за которые родственники так и не заплатили.
Как бы кощунственно это ни звучало, но люди кремируют своих близких, уже заранее зная, что выкупить урну с прахом им будет не по карману. С этим сталкиваются по всей Эстонии небольшие похоронные бюро, которые несут расходы по кремации умерших, при этом пени, набегающие за то, что урны так и стоят на полках и никто их не выкупает, вырастают до сумм, значительно превышающих первоначальные затраты.
Деньги в кредит
Иногда проводить близких в последний путь отказываются честно и в открытую. Так, например, один мужчина из Силламяэ был вынужден написать в местное самоуправление заявление о том, что они с женой не в состоянии похоронить дочь, которая 20 лет прожила за границей и приехала домой умирать, поскольку у них просто нет на это денег.
«Все это очень грустные и очень непростые ситуации. Бывают случаи, когда родители не хотят и не могут похоронить своего ребенка, а ребенок — своих отца или мать», — подтвердила заведующая отделом социальной опеки Силламяской горуправы Татьяна Федоренкова.
Пособие на погребение, выделямое в Силламяэ местным самоуправлением, составляет 60 евро. «Конечно, это очень мало. Как для богатых, так и для бедных, но мы пытаемся помогать, чтобы близкие полностью не отказывались от похорон, потому что читать эти заявления об отказах очень трудно», — сказала она.
Критерием на получение пособия на погребение от местного самоуправления является отсутствие у покойного родственников. Случалось и так, что скорбящие близкие для покрытия расходов на похороны брали быстрые кредиты, что уже само по себе может в дальнейшем послужить источником больших проблем.
Заведующий отделом социальной опеки управы части города Пыхья-Таллинн Март-Пеэтер Эрсс уже имел дело с людьми, бравшими быстрые кредиты, причем именно для того, чтобы похоронить внезапно умершего в расцвете сил близкого человека. Пожилые люди все-таки стараются накопить на похороны некоторую сумму.
«А как бы вы поступили в такой ситуации? Тоже взяли бы в долг — у родственников, у знакомых. Но у русскоязычных людей родственники живут далеко», — сказал Эрсс. Есть возможность получить единоразовое пособие от города, но выделяемые на эти цели средства, как правило, заканчиваются уже в первой половине года.
По словам директора Таллиннского крематория Хейго Рохтла, сейчас у них хранится от 500 до 1000 урн, но не потому, что услуга кремации осталась неоплаченной, а оттого, что близкие покойного, так сказать, забыли забрать урну.
Проводив своего близкого человека осенью, родственники планируют прийти и забрать урну к Иванову дню, но зачастую приходят к Иванову дню через два года.
«Для достойного государства наличие похоронного пособия должно быть нормой. Пару недель назад мы ездили за покойным в Швецию, где в похоронном бюро нам сказали, что их государство выделят на похороны 27 000 шведских крон», — сказал Рохтла. В соседней Латвии пособие на погребение составляет, к примеру, четыре минимальных зарплаты.
Государственное пособие на погребение было упразднено в период экономического кризиса в 2009 году, когда принимался второй дополнительный бюджет. Оппозиция пыталась вновь вернуться к рассмотрению этой темы, однако безрезультатно.
При рассмотрении поправок к госбюджету социал-демократы каждый год вносили предложение восстановить похоронное пособие размером 192 евро, и сейчас придерживаются мнения, что, поскольку экономический рост продолжается и кризис преодолен, восстановление данного пособия необходимо и возможно.
По потребности
Пару недель назад Центристская партия представила законопроект о поправках к закону о налоге с оборота (НСО), целью которого является снижение ставки НСО на похоронные принадлежности и услуги с нынешних 20 до девяти процентов. В первом же чтении законопроект был отклонен большинством голосов «против» — 47:30.
Представлявшая законопроект член Центристской фракции Яна Тоом привела пример, что самая дешевая услуга кремации вместе с использованием часовни стоит в Таллинне 500 евро, а средняя стоимость похоронных услуг по Эстонии составляет около 700 евро.
Согласно расчетам центристов, снижение ставки НСО с нынешних 20 до девяти процентов сократило бы стоимость похоронных услуг в 700 евро на 65 евро: с 700 до 635 евро.
Тоом заявила, что повышение НСО на похоронные услуги и упразднение пособия на погребение больнее всего ударило по семьям с низким доходом. Может случиться, и зачастую так и происходит, что малообеспеченным людям из-за нехватки денег ничего другого не остается, как кремировать или хоронить умершего родственника за счет местного самоуправления как лицо, не имеющее родственников.
«Лично мне известны десятки случаев, и я не преувеличиваю — об этом знают социальные работники каждой волости и города, — когда люди были вынуждены брать быстрые кредиты, чтобы решить проблему. Это ненормально», — сказала Тоом.
Однако правящая коалиция придерживается мнения, что докризисное государственное пособие на погребение восстановлено не будет и, провожая человека в последний путь, следует исходить из соображений потребности в денежной помощи.
Центристская партия сейчас готовит законопроект о пособии на погребение, выделяемом по потребности, который будет представлен в парламенте предположительно на второй неделе февраля.
Число кремаций почти неизменно