Всю прошлую неделю мы сравнивали свежий счет за январское электричество с предыдущим, прошлогодним. В этом месяце мало у кого остались иллюзии: Эстония – бедная страна, и европейский уровень жизни ей сильно не по карману. По прогнозу сумма социальных пособий вырастет теперь на 660 тысяч евро, пишет еженедельник «День за Днем».
Правительство бьет током
Сам министр экономики и коммуникаций Юхан Партс осмелился признаться, что выбрал не лучший для себя пакет (с фиксированной ценой) – и проиграл, хотя потреблял «меньше, чем обычно в январе». Можно позлорадствовать, конечно: мол, попался, который кусался. Но на самом деле проиграли-то мы все. Первые счета за электричество – это только начало; повышение цен, которое потянет за собой подорожавшее электричество, будет и мучительным, и неизбежным.
Юхан Партс сумел-таки изыскать в произошедшем пару позитивных моментов: во-первых, не подтвердились опасения, что потребители будут тормозить с заключением договоров, во-вторых, теперь всякий, взглянув на счет за электричество, поймет, что «нужно вести себя разумно», следить за своим потреблением и тем «попытаться справиться с подорожанием». Старания министра обнаружить ложку меда в бочке дегтя наводят на скорбные размышления. Партс, по всей видимости, хочет как-то сгладить общественное недовольство, призывая привыкать к росту цен. Вопрос в том, что скажет народ Эстонии, когда вслед за электротарифами взлетят цены и на все остальное. Не станет ли решение открыть рынок последним гвоздем в крышку гроба нынешнего правительства? Для этого ведь не обязательно, чтобы цены выросли в несколько раз; по тем, кто и так еле сводит концы с концами, сильно ударит и небольшое подорожание.
Впрочем, психолог Дмитрий Листопад считает, что бунта не будет: «Реакция на подорожание зависит от картины мира, от сложившихся в голове представлений о реальности. Если эта картина более-менее реалистическая, вряд ли можно ожидать, что счета за электричество возмутят людей очень сильно. Если задуматься, какие нововведения за последние двадцать лет сделали нашу жизнь дешевле, окажется, что по большому счету они ограничиваются скайпом – теперь можно бесплатно общаться с теми, кто живет далеко. Все остальное хоть и делалось вроде бы ради нашего блага, но в итоге привело к тому, что жизнь подорожала... Наверняка какие-то подвижки по итогам этого подорожания будут, а социальные взрывы – вряд ли. У нас нет таких традиций, кроме того, свою задачу выполнила и «бронзовая ночь» – одни люди тогда поняли, что никакие перемены тут невозможны, что власть будет жестко проводить в жизнь свои решения. Пусть и неразумные. Другим внушили, что если ты протестуешь и выходишь на улицы, ты ведешь себя как русский, а это ужас и кошмар».
Как сообщил «ДД» пресс-секретарь Министерства социальных дел Армо Васк, прогнозировать рост социальных пособий вследствие повышения стоимости электричества сложно, поскольку местные самоуправления сами устанавливают предельные суммы коммунальных расходов, которые учитываются при расчете прожиточного пособия. По приблизительной оценке министерства, открытие рынка электроэнергии потребует дополнительных расходов в размере 660 тысяч евро. Министерство еще в начале ноября порекомендовало самоуправлениям пересмотреть предельные нормы в части расходов на электричество, отопление и нагрев воды и при необходимости повысить их.
Подробнее о последствиях подорожания электроэнергии читайте в свежем выпуске еженедельника «День за Днем».