Будылин привык ставить перед собой высокие цели

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Новый главный тренер сборной по дзюдо Алексей Будылин считает, что главное в его работе, чтобы спортсмен и тренер могли сказать себе и народу: мы сделали все, что могли.
Новый главный тренер сборной по дзюдо Алексей Будылин считает, что главное в его работе, чтобы спортсмен и тренер могли сказать себе и народу: мы сделали все, что могли. Фото: Михкель Марипуу

В эстонском дзюдо произошло важное событие — вместо Ааво Пыхьяла, который 29 лет возглавлял сборную команду Эстонии, новым главным тренером назначен 36-летний Алексей Будылин, известный своими достижениями спортс­мен, но свою тренерскую карьеру, по сути, только начинающий. К обязанностям главного тренера сборной Эстонии он приступает с 1 марта.


В интервью Postimees Алексей Будылин объяснил, почему он решился взять на себя такую ответственность и как собирается строить работу на новом для себя посту.

Посвятить себя тренерской деятельности по окончании спортивной карьеры для вас стало естественным решением или же вы долго размышляли, чем заняться дальше?

Много об этом думал. Когда в 2008 году я завершил выступ­ления на татами, конкретных планов еще не было. Тогда же ко мне обратились двое молодых дзюдоистов с просьбой помочь им подготовиться к ответственным соревнованиям. Для меня это было совершенно новое дело, я понятия не имел, что из этого может получиться. И все же я согласился.

Оказалось, что ребята достигли неплохих результатов. Я чувствовал, что мне с ними интересно заниматься, а им — со мной. Я и сейчас их тренирую в клубе, который мы создали вместе с братом Дмитрием. Ребята продолжают расти, а я как тренер расту вместе с ними. Видимо, и в Союзе дзюдо заметили, что у нас кое-что получается, и меня назначили тренером молодежной (до 20 лет) команды Эстонии. Там тоже были неплохие результаты.

И тогда вы поняли, что созрели для руководства сборной страны? Имея три-четыре года тренерского стажа.

Мой тренерский опыт действительно непродолжителен, но довольно содержателен. Кроме того, у меня есть богатый опыт собственных выступлений. И потом, 36 лет — это хороший возраст для того, чтобы замахнуться на что-то новое для себя.

С кем останется молодежная команда по дзюдо?

Ее возглавил молодой перспективный специалист Владимир Грилль. Володя знает и понимает дзюдо, владеет языками, так что молодежь получила хорошего наставника.

Новое назначение как-то изменит ваше положение в своем клубе Budolinn?

В клубе и раньше основную деятельность вел Дмитрий, то есть он отвечает за работу с юными дзюдоистами. Я же занимаюсь с ребятами, которые входят в сборную или на подходе к ней. Так пока и останется.

Кто-то предложил вашу кандидатуру на пост главного тренера или вы сами себя выдвинули?
Сам себя предложил, поскольку, повторюсь, считаю, что имел для этого основания.
Еще претенденты были?


Ааво Пыхьяла свою кандидатуру не выставлял, зато баллотировался его брат Андрес. Однако руководство Эстонского союза дзюдо единогласно, как мне сказали, предпочло мою кандидатуру. Видимо, их удовлетворила предложенная мною программа как по содержанию, так и по бюджету.

Вы уже заявляли в прессе, что имеете четкую программу на ближайшее четырехлетие и что она отличается от того, что делал Пыхьяла.

Что-то радикально новое предложить трудно, да и не надо. Мы с Ааво одинаково любим дзюдо, в целом смотрим в одном направлении. Но в каких-то моментах наши воззрения расходятся. Например, до сих пор отсутствовали четкие и прозрачные критерии отбора в главную команду.

Теперь они будут установлены. Любой молодой человек, имеющий эстонский пас­порт, который их выполнит, будет включен в сборную — независимо от того, какой регион и клуб представляет, кто у него личный тренер и какой родной язык.

С чего вы начнете работу?

Возьму группу ребят, 10-12 человек, и начнем работать. Собственно, этот круг уже известен. В первый год будем притираться друг к другу. Они будут привыкать ко мне и моим методам, я — к ним присматриваться. Хотя и так вроде бы всех хорошо знаю, я же не со стороны пришел. Однако статус у меня теперь иной, значит, и несколько другим взглядом буду смот­реть.

За результатами на первом этапе гнаться не будем. Во второй год пойдет более целенаправленная работа. Ну, а затем — непосредственная подготовка к Олимпиаде-2016 для тех, кто пройдет сито отбора. А для начала я хочу с ними всерьез поговорить.

О чем?
Видите ли, я привык ставить перед собой высокие цели и хочу, чтобы у моих подопечных была такая же потребность. На ОИ в Сиднее в 2000 году я получил бронзовую медаль, но ехал я туда с целью победить. И не просто мечтал, а готовился.

Практически всю жизнь подчинил этой цели. Да, чемпионом стать не получилось. Немного не хватило. Но если бы я хотел просто прокатиться на Олимпиаду, то и о «бронзе» не могло бы быть и речи.

Если говорить об олимпийских амбициях, то в активе Эстонии пока три бронзовые медали в дзюдо — одна ваша и две Инд­река Пертельсона. Вы считаете, реально ставить такую цель — добиться олимпийской победы?

Ставить цель — не значит обещать, что она будет достигнута. Конкуренция очень острая, победа складывается из многих факторов. Но даже если цели достичь не удалось, важно, чтобы спортсмен и тренер могли честно сказать себе и народу: мы сделали все, что могли. И немножко больше.

У каждого спортсмена, входящего в сборную, есть и личный тренер, возможно, со своим видением процесса подготовки воспитанника. Как вы предполагаете выстраивать отношения с коллегами в клубах?

Очень важный вопрос. И здесь я тоже хочу внести кое-какие изменения. Сборная команда должна быть более открытой для личных тренеров. И наоборот, наставникам сборной следует больше контактировать с ними. Жить, так сказать, единой энергетикой. Проще говоря, чтобы не было такого, что спортсмен в лагере сборной делает одно, а возвращаясь в клуб — совершенно другое.

Остаются ли в сборной команде возрастные спортсмены? Скажем, Мартин Падар, который всего на три года младше вас.

Я недавно говорил с Мартином. Он пока не уходит из спорта, остается в сборной.
На Лондонской Олимпиаде Мартин Падар один представлял эстонское дзюдо и потерпел фиаско. И вообще, судя по результатам последних лет, этот вид спорта у нас сейчас явно не на подъеме.

Все в мире движется по синусоиде. Да, сейчас мы не на высшей ее точке. Сам по себе подъем не произойдет. Надо работать. Что мы и начинаем делать. Начался новый олимпийский цикл, открыта новая страница.

Известно, что вы всерьез увлекаетесь футболом — особенно пляжным и в зале.
Выступаю в чемпионате Эстонии по футзалу в составе «Анжи». В прошлом сезоне стали чемпионами, поэтому довелось даже в еврокубковом турнире поучаствовать.

Постараюсь совмещать и впредь. А в пляжный, на песке, я играю и со своими дзюдоистами. Здорово разгружает эмоционально, а заодно способствует развитию общей выносливости.

Насколько охотно сегодня дети идут в дзюдо?

После 2000 года, когда мы с Индреком вернулись из Сиднея с бронзовыми олимпийскими медалями, наблюдался бум дзюдо. Сейчас бума нет, но есть стабильный приток новичков в клубы. Так что есть из кого воспитывать будущих звезд.

Алексей Будылин

• Родился 5 апреля 1976 года в Таллинне

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх