Заголовок этой статьи — на самом деле парафраз слов выдающейся женщины, премьер-министра Израиля Голды Меир. Она возглавила это крошечное государство, расположенное посреди пустыни, в конце 1960-х.
В то время жизнь там была нелегка, опасна и, казалось, что надежда тает. Настроения в современной Эстонии, к сожалению, похожи — хотя нашей стране непосредственно ничто не угрожает. Надежда на то, что, оставшись здесь, мы вместе сможем создать лучшую жизнь, начинает исчезать. Ценности больше не представляют интереса, поскольку на горизонте (за границей) маячат заманчивые возможности.
Я обратил внимание, что у пессимизма Эстонии два столпа. Во-первых, затертое утверждение, что лучшая еда эстонца — другой эстонец. Во-вторых, чрезмерная требовательность в отношении государства, которая всегда наталкивается на суровую реальность.
Говоря о первом феномене, видимо, будучи русским, я могу чувствовать себя в безопасности — в меню меня включать не будут.
Если серьезно, то, конечно, каждому народу присуща некая доля самоиронии, умение посмеяться над собой, что помогает избавиться от стресса. Хорошим примером самоиронии является передача «Tujurikkuja», которая ежегодно, непосредственно перед наступлением Нового года, издевается над всем тем, к чему в Эстонии принято относиться серьезно.
В отношении «поедания друг друга» я думал то же самое, поскольку сам в связи с эстонцами испытываю, скорее, другие чувства.
Поменять точку зрения вынудили высказывания молодых людей, которые стали приводить вышеуказанные аргументы в качестве причины, почему следует купить авиабилет в один конец. Как, например, столкнувшаяся со сложностями на рынке труда Кармен Пальмисте, которая, приехав из Ирландии, хочет немедленно туда вернуться (EPL, 9.01). Кармен не хочет, чтобы ее дети росли в обществе, где все желают друг другу зла.