Ни один из руководителей крупных операторов мобильной связи в Эстонии не хочет признавать, что на эстонском рынке началась ценовая война — война за клиентов.
Мобильные операторы ведут борьбу за каждого клиента
Глава Tele2 Eesti Миндаугас Убартас полагает, что в Эстонии сфера телекоммуникаций сокращается, поскольку у всех трех операторов одна стратегия — стратегия Tele2 — это означает, что все ведут борьбу за цену.
«Два года назад еще имелась стратегия улучшения обслуживания клиентов. Больше я такого не вижу, поскольку все ведут борьбу за более низкую цену», — утверждает глава фирмы, который два года назад возглавил Tele2.
Убартас намекает, что в головном офисе Tele2 уже давно никто не посматривает в сторону Прибалтики с улыбкой.
«Ориентированная на цены стратегия разрушает рынок и прибыли фирм. На это не может смотреть с одобрением ни одна из штаб-квартир всех трех фирм, — говорит он. — Но мы работаем именно в той самой среде, в которой мы работаем. Если предприятия когда-нибудь возвратятся к своим собственным стратегиям, наверное, и в штаб-квартирах также появится больше улыбок».
Война цен
Утверждение, будто бы все пользуются стратегией Tele2, главе Elisa Eesti Сами Сеппянену кажется смехотворным.
«Ах, это значит их собственность? У них что на нее какой-то патент? На чем вообще такое утверждение основано?» — вопрошает он. Что касается войны цен, то Сеппянен в принципе согласен с этим, хотя не хотел бы называть это войной.
«Я не совсем понимаю, что такое война цен. Мы (операторы мобильной связи. — Ред.) работаем в сфере, где рост объемов очень существенно понизил уровень цен», — говорит он.
Сеппянен признает, что на экономические показатели фирмы все это не сказывается положительно, и прибыльность существенно уступает показателям коллег из Западной Европы.
«Наша прибыль совсем не на том уровне, что в остальной Европе», — сетует он.
По мнению руководителей этих двух фирм, единственным предприятием, которому не приходится жаловаться на низкие результаты, остается ЕМТ — об этом говорят как Сеппянен, так и Убартас.
Глава ЕМТ Валдо Кальм считает, что причиной этого является то, что фирма делает серьезную ставку на качество. Но когда я уточняю, о каком именно качестве идет речь, телефон вдруг начинает, как назло, искажать голоса и два общающихся в сети ЕМТ собеседника вдруг перестают слышать друг друга.
45% рынка у EMT
«Больше всего мы уделяем внимание качеству передачи своих данных и можем уверенно заявить, что тут налицо различие в охвате и скорости», — отвечает собеседник, когда связь восстанавливается.
При этом Кальм признает, что если клиент ЕМТ получает откуда-нибудь еще лучшее предложение, обслуживающий персонал предприятия тоже проявляет «гибкость».
«Война цен проявляется на рынке, но к счастью, она потихоньку стихает и возникает понимание, что очень важно и качество», — констатирует он.
Практически не проходит месяца, чтобы кто-то из операторов не выступил с заявлением, что занимает на рынке преимущественное положение по сравнению с конкурентами. Интересуюсь у главы Tele2, кто же на самом деле управляет рынком. Удивительным образом ответ оказывается исключительно трезвым.
«Давайте будем честны, мы все заказываем одни и те же исследования и их погрешность составляет 1,5 процента. Это значит, что если у тебя нет преимущества в три процента, тебе не стоит раскрывать рта, поскольку это ни о чем не говорит», — полагает Убартас.
ЕМТ и Elisa не совсем разделяют эту позицию. Глава ЕМТ, первого в Эстонии мобильного оператора, отмечает, что если посмотреть на число их SIM-карт, что учитывает и Департамент технического надзора, именно ЕМТ является лидером, занимающим
45 процентов рынка. На самом деле, по словам Кальма, борьба ведется за вторую и третью позицию, на которые претендуют Elisa и Tele2.
«SIM-карты просто навязываются людям! Их раскладывают по почтовым ящикам, рассылают вместе с газетами», — заявляет в ответ Сеппянен. По его словам, гораздо более важно недавно проведенное предприятием исследование среди 1500 человек, которое показало, что на рынке частных клиентов именно фирма Elisa владеет самой значительной долей рыночного пространства.
Рынок связи