Если Эстонский олимпийский комитет не сможет достойно оплачивать работу тренеров,
то в будущем о медалях можно будет забыть, считает тренер по фехтованию из Хаапсалу Хелен Нелис-Наукас.
Медали завоевывают ценой упорства и самоотдачи
За последние десять лет эстонские фехтовальщицы завоевали на различных крупных соревнованиях для кадетов, юниоров и молодежи (U-23) 19 медалей: восемь в командном зачете и 11 в индивидуальном. Награды имеют 12 спортсменок, и это в ситуации, когда фехтовальные клубы можно перечесть на пальцах одной руки, а тренироваться приходится в очень плохих условиях, поскольку средств не хватает.
В субботу в хорватском Порече стартует чемпионат мира по фехтованию среди юниоров и кадетов, в котором примут участие и эстонские шпажистки. Едет в Хорватию и Катрина Лехис, занимающая в своей возрастной группе первую строчку в мировом рейтинге.
«Конечно, она своего рода феномен, — сказал главный тренер женской сборной Эстонии Кайдо Кааберма. — Медали завоевывают спортсменки, занимающиеся в трех клубах: хаапсалуском En Garde, тартуском Kalev и таллиннском Tallinna Mõõk, в которых совсем мало тренеров.
Залы для фехтования убогие, во всяком случае в Таллинне и Тарту, но это обстоятельство не мешает появлению звезд. Через год-два нынешние юниоры и кадеты станут взрослыми и смогут выступать за сборную. С одной стороны это замечательно, с другой — плохо, очень трудно обеспечить необходимые условия такому количеству спортсменок».
Удачное стечение многих обстоятельств
Что же помогает нашим фехтовальщицам завоевывать медали? Маленькая Эстония умудряется обставлять большие державы, в которых фехтованию уделяют достойное внимание. «Можно сказать, что так совпали обстоятельства», — сказала тренер из Хаапсалу Хелен Нелис-Наукас.
Во-первых, удалось найти настоящие жемчужины: талантливую, исключительно работоспособную, сильную духом молодежь, которая хочет добиться высот в спорте. «У многих из тех, кто уже завоевал медали, страсть к фехтованию заложена в генах, — пояснила Нелис-Наукас. — У Юлии и Виктории Зуйковых, Эрики Кирпу отцы были сильнейшими фехтовальщиками, у Юлии Беляевой фехтованием занималась тетя. Подрастают дочери Меэлиса Лойта и Кайдо Кааберма».
Во-вторых, есть с кого брать пример и с кем тренироваться в качестве спарринг-партнеров. «Эстония в фехтовании много лет завоевывала медали, и молодые спортсмены четко знают, что если смогли другие, то и им медали по плечу. Они видят, как нужно работать, чтобы прийти к медалям. Тренируются ведь в основном с асами фехтования», — говорит тренер.
Действительно, спарринг-партнеры у юниоров на высоте. Им есть с кого брать пример и равняться на фехтовальщиц из числа сильнейших в мире — Ирину Эмбрих, Кристину Кууск, Эрику Кирпу и других.
В-третьих, в Эстонии, как утверждает Кааберма, работают тренеры мирового уровня. «Наших наставников можно оценить только так. В Париже действует почти 200 клубов по фехтованию, а наши фехтовальщицы обставляют француженок. Можно быть талантливым и трудолюбивым, но без тренера ничего не добьешься», — добавил он.
В-четвертых, русская школа. Как сказал генеральный секретарь Эстонского союза фехтования, бывший фехтовальщик Юри Салм, советская система фехтования имеет у нас глубокие корни, хотя русская школа фехтования имеет эстонский оттенок. «Мы многие годы идем своим путем, нет смысла равняться на других, если наша система работает», — заметил он.
В-пятых, фанатизм тренеров. «Наши тренеры работают с самыми сильными спортсменами наряду со своими основными обязанностями, не получая за это плату. Когда спортс-мену исполняется 20 лет, за него не платят подушные деньги», — сказал Кааберма.
У тренерского фанатизма уже нет будущего
Нелис-Наукас выразилась более прямолинейно. «Наши спортсмены завоевывают медали не благодаря чиновникам, а вопреки им. На школьных каникулах я сама организовала сборы, работала по десять часов в день, не получая за это ни гроша.
Ладно, я фанатик своего дела, хотя иногда и хочется послать все к черту, но где взять новое поколение тренеров. Они не согласны от зари до зари пахать за копейки. Нынешняя система нежизнеспособна», — сказала она.
В-шестых, не боимся ставить высокие цели. «Наше женское фехтование находится на такой высоте, что если ты добился успеха в Эстонии, считай, добился его на мировом уровне. Молодежь даже не ставит перед собой низкие цели», — сказал Кааберма.
Действительно, тому, что юные спортсмены одну за другой завоевывают медали, только бы радоваться, но как только им исполняется 20 лет, начинаются проблемы. После 20 перестают платить подушные деньги, предусмотренные для молодых.
Эстонским олимпийским комитетом дотация предусмотрена четырем спортсменам, входящим в сборную. Остальным приходится крутиться самим, а ведь и у них на счету медали. «Если Эстонский олимпийский комитет не сможет удержать в спорте самых лучших и достойно оплачивать работу тренеров, то в будущем о медалях можно будет забыть», — сказала Нелис-Наукас.
В воскресенье, 7 апреля, эстонские спортсмены вступят в борьбу за награды ЧМ по фехтованию среди кадетов и юниоров, который пройдет в Хорватии, в городе Пореч.
Обладательницы наград
За последние 12 лет эстонские шпажистки завоевали на титульных соревнованиях восемь медалей в командном зачете и 11 медалей в индивидуальном.