За излишнюю воодушевленность и слишком высокие цели приходится раплачиваться.
Стресс на работе может стать причиной синдрома выгорания
Если работа начинает надоедать, а коллеги и клиенты действуют на нервы, возможно, это уже первый сигнал выгорания — больше всего оно угрожает представителям тех профессий, которые по роду своей деятельности должны много общаться с людьми. Кроме того, подобное может произойти с теми, кто ставит перед собой слишком высокие цели.
«Все надоело до чертиков. Чувствую себя, словно выжатый лимон. Столько нового могла бы применить в своей работе, хотя бы в сфере инфотехнологий, чтобы детям было интереснее, да и самой полегче, но руки опускаются, и на это просто не хватает сил.
С одной стороны вроде бы очень хочется использовать какие-то новшества, но с другой — ничего не хочу. А ученики все время от тебя чего-то ждут. Приходя утром в школу, погружаешься в эту атмосферу с головой, а вечером трудно вырваться из нее», — описывает свои ощущения, которые характерны для синдрома выгорания, 43-летняя Пирет, работающая учителем в маленькой школе.
На самом деле, признает Пирет, работа педагога ей очень нравится, но за 20 лет работы она просто устала, как и большинство ее коллег. Решение проблемы ей видится в уменьшении нагрузки учителей (но не за счет зарплат) и в возможности иметь продолжительный творческий отпуск, который, в свою очередь, означал бы создание системы замещающих педагогов.
Учитель отдает больше, чем получает взамен
Специалист по педагогике Мерилин Меристо полагает, что синдром выгорания угрожает не всем учителям, а в первую очередь тем максималистам, который стремятся усовершенствовать этот мир, выполнять все как можно лучше, постоянно повышают квалификацию, читают и развиваются дополнительно. У них не остается времени поразмышлять, не говоря уже о том, чтобы сбавить темп и расслабиться, поскольку все время нужно куда-то спешить и что-то делать.
«Учителя отдают очень много и мало что получают взамен, при этом они должны каждый день светиться перед классом и хорошо выглядеть, и никогда нельзя расслабляться», — говорит ученый. В конце концов, у любого человека ресурсы когда-то иссякают.
По ее словам, то, что педагогам приходится трудиться сразу на нескольких фронтах, в обществе считается нормальным, и никому в голову не приходит хвалить их за это, — утверждает Меристо — Удовлетворенность педагогов работой в школе начинается с руководства — как труд учителей замечают и отмечают, какие возможности для отдыха предоставляются».
Если молодые педагоги, которые приходят в школу, горят энтузиазмом, то через некоторое время их воодушевление проходит, а если их труд еще и не имеет отдачи, то они уходят из школы. По большому счету, толком никто и не знает, почему они уходят, потому что интереса к этому вопросу никто не проявляет. Таким образом, система образования теряет и те кадры, которые педагоги по своему призванию.
Большое напряжение и негативные эмоции
Еще одна профессия, для которой велика опасность синдрома выгорания — это врачи, которым тоже приходится много общаться с людьми. В зависимости от специальности у медиков прибавляется еще постоянный контакт с больными людьми и иногда приходится видеть смерть, что эмоционально очень тяжело.
По словам заведующего Центром психиатрии Ляэне-Таллиннской центральной больницы Андреса Лехтметса, профессия врача предполагает стресс и большое напряжение, а зачастую бывает и физически тяжелой.
«Безусловно, профессия врача подходит для людей не всех типов нервной системы, и синдром выгорания — это сигнал, что профессия выбрана неправильно. Врач должен учиться справляться с эмоционально тяжелыми ситуациями, если данное качество не дано человеку от природы», — утверждает специалист, добавив, что многое зависит и от организации труда.
«Разумный объем нагрузки врачей и возможность уберечь от выполнения обязанностей, не связанных с должностной компетенцией, как, например, устранение недостатков в системе э-здоровья и заполнение все более разрастающихся бюрократических документов, несомненно, помогло бы предупредить возникновение синдрома выгорания».
По своему опыту Лехтметс знает, что синдром выгорания — это не диагноз, но, к сожалению, для человека с таким синдромом нарушения психики становятся частыми жалобы, начиная от депрессии, различных тревожных состояний и заканчивая психосоматическими расстройствами.
Чтобы избежать синдрома выгорания, известный доктор рекомендует следующее: «Выполняйте работу, которая вам нравится, цените своих близких, ставьте перед собой достижимые цели и наслаждайтесь жизнью. Даже если всего достичь не удастся, старайтесь чаще испытывать гордость, когда это возможно».
Психолог и супервизор Эха Рюйтель говорит, что сгорает тот, кто горит ярким пламенем. Если в работе этого огня, то есть высокой мотивации, нет, синдром выгорания возникнуть у человека не может. Подобная опасность грозит прежде всего тем людям, у которых блестят глаза, кто выполняет свою работу с большим энтузиазмом и чувством миссии, не щадя себя.
Ради достижения какой-то цели человек может временно прилагать больше усилий, чем обычно, например, работать продолжительное время по девять часов в день, однако, по мнению психолога, это нельзя назвать здоровым явлением. Иногда нужно давать себе возможность отдыхать и восстанавливать силы.
«Важно прислушиваться к своему организму и не подстегивать его сверх всякой меры», — отмечает Рюйтель.
По ее словам, синдрому выгоранию способствует и стремительно меняющаяся окружающая атмосфера, новые требования и постоянная реорганизация. За последнее время подобное происходило как в системе образования, так и в полиции и Спасательном департаменте.
«Люди хотят стабильности, хотят знать, что будет завтра, послезавтра и в более отдаленном будущем. Если все постоянно меняется, человеку не за что ухватиться», — констатирует психолог.
Сгорает тот, кто часто сталкивается с негативом
Синдром выгорания более всего угрожает тем, кто много общается с другими людьми, поскольку общение всегда эмоционально, часто в процессе общения мы переносим на себя чужие эмоции и переживаем их как свои собственные.
Особенно это касается тех, кто по роду деятельности должны помогать другим и постоянно сталкивается на работе с негативными явлениями, скорбью, неудовлетворенностью. У этих людей должна быть возможность обратиться к супервизору, чтобы во время беседы с ним можно было бы выговориться и получить компетентную консультацию.
Группа риска