Cообщи

Ежегодно полиция находит в Эстонии сотни ушедших из дома подростков

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В приют в Лиллекюла обычно попадают дети из неблагополучных семей,    однако и в хороших вроде бы семьях случается, что ребенок оказывается на улице.
В приют в Лиллекюла обычно попадают дети из неблагополучных семей, однако и в хороших вроде бы семьях случается, что ребенок оказывается на улице. Фото: Андрес Хаабу

Конфликт с подростками в семье заходит иногда так далеко, что родители оказываются бессильными что-то изменить и просят полицейских: «Сделайте что-нибудь с этим ребенком!»

Ежегодно эстонская полиция ищет и находит сотни бродяжничающих детей, в основном подростков, и передает их родителям. Если родителей застать не удается или условия проживания дома оказываются небезопасны для детей, то тогда детей отправляют в детские приюты.

«Меня покатали на полицейской машине!» — радостно сообщила пятилетняя девочка, когда полиция привезла ее из дома, который признали опасным для нее, в детский приют в Лиллекюла. Возможно, что это был первый случай, когда кто-то из взрослых действительно обратил на нее внимание.

В прошлом году полиция доставила в приюты 219 детей. Среди них были и дети, которых привезли из домов, ставшими опасными для их жизни, как, например, для одного грудничка из Ида-Вирумаа, которого недавно полицейские нашли без пеленок ползающим по полу между пьяными родителями. В приюты попадают и многие из тех сотен подростков, которые убежали из дома.

Дети боятся идти домой
Что-то должно быть в доме, в семье не так, если ребенок не хочет там оставаться, уверены сотрудники молодежной полиции и работники приютов для детей. Даже тогда, когда подросток вроде бы просто хочет съездить в гости к друзьям-знакомым на другой конец Эстонии, при более внимательном рассмотрении иногда выясняется, что отношения в семье не в порядке, о ребенке действительно никто не заботится, ему уделяют мало внимания, или, наоборот, родители слишком много требуют от ребенка, и он боится идти домой.

В детский приют в Лиллекюла чужие люди привели мальчишку, которого отец наказывал за любую оценку ниже пятерки и требовал от него непосильных физических нагрузок. Сидящего под лестницей в страхе перед предстоя­щим наказанием ребенка заметили случайные прохожие.

По словам заведующей детским приютом в Лиллекюла Тийны Симпсон, к ним попадали дети, родители которых, посмотрев на сайте э-школы оценки за день, отправляли ребенку sms: придешь домой, сразу снимай штаны — получишь! Она не удивляется, что после этого ребенок боится возвращаться домой.

Несколько лет назад в таллиннский приют попал пярнуский девятилетний парнишка, которому нравилось кататься на автобусе — он прошмыгивал за кем-то из взрослых в автобус и ехал куда попало.

Как-то он сел в таллиннский автобус, и полиция доставила его в лиллекюлаский приют для детей. Когда позвонили матери, чтобы она за ним приехала, мать вздохнула и заявила: посадите парня в автобус на Пярну.

Так, разумеется, не сделали, и матери все-таки пришлось приехать за ребенком. А через некоторое время мальчишка отправился на автобусе в противоположном направлении — в Ригу.

Попавших в приют детей просто так не отпускают — за ним должен приехать кто-то из родителей. Заведующая вспоминает, как одна мама-врач заявила по телефону, что работает в Финляндии и не может приехать за своим сыном-подростком. «Да выпустите вы его, пусть сам идет домой!» — сказала она.

«Некоторые родители так и думают, что если у ребенка есть ключи от квартиры и банковская карточка, то этого достаточно!» — возмущается Симпсон, уточняя, что за сыном мамы-врача приехала знакомая их семьи.

В детский приют в Лиллекюла попадали и финские дети, родители которых так напились на пароме, что полиция была вынуждена отправить детей прямо из порта в детский приют.
Были случаи, когда родители находились в таком конфликте со своими детьми, что не пускали их домой.

«Сделайте с ним что-нибудь!» — и такие заявления приходилось выслушивать от них полицейским и защитникам детей. Были случаи, когда родители боролись между собой не за право опеки над подростком, а за то, кто кому сможет сбагрить дитя, от которого столько много хлопот.

Познакомил Интернет
По словам заместителя генерального директора Департамента полиции и погранслужбы Тармо Мийлитса, социально благополучные родители иногда испытывают ложный стыд и не обращаются за помощью к специалистам, когда отношения с подростком выходят из-под контроля.

Многие из находящихся в бегах детей, по словам Мийлитса, часто из плохо обеспеченных, развалившихся семей. «Но и в хороших вроде бы семьях случается, что ребенок оказывается на улице», — замечает он.

Если в больших городах отмечают до десяти и более случаев в неделю, когда для того, чтобы защитить ребенка, приходится прибегать к помощи полиции — без вмешательства полиции не обойтись в сложных случаях, то в провинции такие случаи не столь часты.

Так, в практике Ярваского отделения полиции, по словам специалиста по работе с молодежью Малле Хермансон, подобных случаев бывает один-два в месяц. Хермансон часто приходится сталкиваться с побегами воспитанников детских домов семейного типа.

Был случай, когда маленький мальчик пешком отправился к родной матери, живущей за несколько десятков километров. «Мама есть мама, и дети верят всем тем красивым словам, которые говорят им матери по телефону», — говорит Хермансон.

Некоторым детям бывает достаточно один раз побывать в приюте, чтобы они и их родители сделали соответствующие выводы, но у приютов хватает и, так сказать, «постоянных клиентов»: их передают родителям, а они снова пускаются в бега.

В последние годы нередки случаи, когда дети находят новых знакомых через социальные сети в Интернете и отправляются на встречу с новыми друзьями в поисках взаимопонимания, или просто желая приятно провести время.

Как правило, встречаются не на улице, а дома у кого-нибудь из детей или рано повзрослевших подростков, родители которых уехали на заработки за границу, или в каком-нибудь месте, где можно проводить время без взрослых.

Помощь веб-полицейских
Например, в волости Харку еще год назад молодежь из Таллинна время от времени собиралась на одном старом хуторе, где обитали взрослые, любившие выпить. Полиция, часто наведывавшаяся на хутор, чуть ли не каждый раз обнаруживала там сбежавшего из дома ребенка.

Детей из приличных семей влекла туда возможность провести время в компании таких же неприкаянных подростков, причем спиртное они, как правило, не употребляли.

Поскольку полиция держала хутор в поле своего зрения, сегодня подростки перестали туда наведываться. Недавняя история в Тамсалу, которая закончилась страшной трагедией, тоже началась со знакомства в Интернете.

Пилле Луйга, ведущий специалист по работе с молодежью отдела правопорядка Департамента полиции, рассказала об одной недавней истории, которая, к счастью, не имела столь трагических последствий. Девочки-подростки отправились в гости к парню постарше, с которым они познакомились в социальных сетях. Дома они сказали, что идут к знакомому, а сами
уехали в другой город.

Пытаясь там купить спирт­ное, они привлекли к себе внимание полицейских, которым честно рассказали о том, к кому направляются. Поиск по базе данных полиции показал, что молодой человек, к которому они собрались в гости, ранее был судим за изнасилование. Когда матери одной из девочек позвонили и сообщили, к кому направлялась ее дочь, она немедленно приехала за девочками.

«Обязательно проверяйте, с кем дети общаются в Интернете, узнавайте, к кому они собираются в гости, запишите номер телефона, позвоните по нему, — советует Луйга. — Если сын или дочь просят приютить на несколько дней знакомого ребенка, непременно спросите, почему он не дома, сообщите его родителям, что он находится у вас».

Как отметил Тармо Мийлитс, для полиции большим плюсом стало то, что уже второй год действуют веб-полицейские. Если с ребенком не удается выйти на связь по телефону, то он может ответить в социальных сетях и сообщить о своем местонахождении.

Нередки случаи, когда полицейские узнают о предстоящих молодежных вечеринках из социальных сетей. Зачастую с таких вечеринок пьяных подростков доставляют в приюты или больницы. «В интернет-среде человека найти проще, чем где-нибудь на улице, — сказал Мийлитс. — Мы без труда разыскиваем через Всемирную сеть отцов, работающих в Финляндии, люди охотно общаются в веб-среде».

Несмотря на тяжелые случаи, о которых становится известно, Луйга заверяет, что в последние годы полиция и служба защиты детей сотрудничают как никогда тесно.

«В Кохтла-Ярве и Таллинне полиция имеет возможность круглые сутки связываться со службой защиты детей, спрашивать совета, обсуждать дейст­вия, если, например, находят ребенка, которому грозит опасность. Такое сотрудничество следовало бы наладить всюду», — считает Луйга.

Детский приют в Лиллекюла

В 2012 году в Таллиннском детском приюте в Лиллекюла

Ключевые слова

Наверх