Кризис больше всего потрепал получателей средней зарплаты

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Вчера Керли Эспенберг защитила докторскую диссертацию, посвященную влиянию экономического спада на рынок труда и меры экономии.
Вчера Керли Эспенберг защитила докторскую диссертацию, посвященную влиянию экономического спада на рынок труда и меры экономии. Фото: Маргус Ансу

 Чтобы выжить в период спада экономики, работодатели чаще урезали зарплаты.


Мировая экономика пережила крупнейшие кризис столетия. Воздействие спада последних пяти лет на рынок труда Эстонии исследовала докторант Тартуского университета Керли Эспенберг, которая вчера защитила по этой теме докторскую диссертацию.

Работников в Эстонии, как и в других двух Балтийских странах, кризис прижал особенно жестко. В Прибалтике в начале кризисного периода работы лишилось в процентном выражении по сравнению со странами Европейского Союза наибольшее количество людей. Эстонию превзошла только Латвия.

Докторская диссертация Эспенберг рассматривает неравенство на рынке труда в период крупного экономического спада. Это означает, что Эспенберг исследовала, как изменялась зарплата различных социальных групп, объем рабочего времени и уровень занятости.

Проще говоря, она рассматривала вопрос о том, людей какого пола, национальности, образовательного уровня и возраста кризис коснулся наиболее болезненно, а кого пощадил.
«В начале кризиса в Эстонии и Латвии безработица выросла очень быстро.

Поскольку Эстония столь мала, у нас имелся обширный потенциал возможностей оказаться в ситуации Греции. Вопрос состоит в том, почему вышло иначе», — раскрывает Эспенберг центральный вопрос своей диссертации. Существуют опасения, что вслед за начавшимся в 2008 году спадом вскоре последует еще один почти такой же.

Что же тогда делать? Урезать зарплату больше уже будет невозможно, кое-где невозможно будет и сокращать персонал, поскольку начавшаяся в период кризиса экономия продолжается и в настоящее время.

Что делать в кризис?
«Важно делать мудрый выбор», — говорит Эспенберг, проанализировав вопрос о том, какие люди наиболее значительно пострадали от предыдущего кризиса.

В период предыдущего кризиса было заметно, что сохранились рабочие места с наиболее высокой производительностью. В первую очередь работы лишились те, кто не производил особой прибавочной стоимости, чья работа была заменимой.

«Следует предугадать, на что именно сохранится спрос», — отмечает Эспенберг.
В строительном секторе работы лишилось наибольшее число людей. За ним последовали промышленность и обслуживание.

Обслуживание сократилось в силу того, что за часть услуг, например, косметических, клиенты были уже не готовы платить. Промышленность пострадала в силу того, что исчез внешний рынок, на который продавалась продукция.

При этом существуют сферы, в которых работа, вероятно, не исчезнет даже в тяжелые времена. Например, больницы и школы, где работникам медицины и учителям всегда найдется дело.

Из докторской диссертации Керли Эспенберг явствует — чтобы выжить в период кризиса, работодатели чаще всего прибегали к такому распространенному средству, как урезание зарплат. Затем следовало сокращение рабочего времени, то есть работа с частичной занятостью. И лишь в третью очередь принималось решение о сокращении работников.

Но кому же урезали зарплату в наибольшей степени? Наиболее значительно пострадали те, кто получал среднюю зарплату. Их доход приблизился к заработку тех, кто получал более низкую зарплату. Отчасти так получилось в силу сокращения зарплат государственных служащих.

В то же самое время доходы специалистов, получавших более высокую зарплату, и оклады высшего руководства в значительной мере оставались на прежнем уровне.

Образование всегда в цене
Ясно проявилось то, что образованным людям работы хватало и в период кризиса. Причина, по которой у более образованных людей работа сохранилась, отчасти состояла в том, что найти достойного равноценного специалиста на их место в дальнейшем было непросто. Поэтому работодатели за них держались.

Эспенберг также отметила, что наибольшее давление испытали на себе люди с невысоким образованием, не говорившие по-эстонски. В силу языкового барьера им было непросто переучиться.

Судя по результатам докторской диссертации, в период кризиса предпочтительнее быть более образованным и готовым быстро переучиться, а также работать в сфере, которая всегда останется востребованной.

Хуже всего приходится тем, кто не владеет эстонским языком и не имеет достаточного образования, а также работающим в сфере строительства, обслуживания или промышленного производства.

Рабочие места

• В период экономического спада рабочее место сохранилось у людей с более высоким образованием, в первую очередь работодатели сокращали работников с низким образовательным уровнем.

Наверх