На этой неделе эстонские СМИ обсуждали Марта Лаара, выдвинутого на денежный пост, Андруса Ансипа, который предал Украину, а также пограничный договор с Россией и другие темы, связанные все с той же Россией.
Власть №4. Когда Ансип губит Украину
Рука Москвы, как известно, проникает в любые места и норовит ущипнуть Эстонскую Республику за самое дорогое. Вот газета Õhtuleht и задалась вопросом: «Поскольку Народное собрание избирается из числа не только граждан, но всех жителей Эстонии, в этом процессе могут участвовать и российские граждане, а значит, на голосование по предложениям могут повлиять интересы России. Не подрывает ли все это доверие к предложениям Народного собрания?» Координатор Народного собрания Олари Коппель успокоил газету: предложения передаются парламенту, который и решит их судьбу, так что даже если российский агент влияния исхитрится и воздействует на Народное собрание, независимости он навредить не сможет. Но осадок, согласитесь, остался. А вдруг?..
Уж я ножичком полосну, полосну!
От слов депутата-соцдема Яака Аллика – мол, Россия никогда не нападала на Эстонию как таковую, – все еще расходятся круги по воде нашего невеликого инфопространства. Уже и Аллик принес извинения тем, чьи чувства задел, и тартуский профессор истории Ээро Медияйнен сказал, что по сути Аллик прав, а люди все еще негодуют. Историк Лаури Вахтре (IRL) в Postimees говорит, что это неправда, будто (как утверждает Аллик) от Эстонии ничего не зависит, что мы – всего лишь пешка в большой игре сверхдержав.
Часто именно от малых стран зависит очень многое, пример чему – героическое сопротивление Бельгии немецким войскам в 1914 году: бельгийцы сопротивлялись так сильно, что немецкий план наступления полетел к чертям. Другой пример героического сопротивления – это война в Чечне. И еще конфликт в Грузии: «Можно сказать, что грузины проиграли, а можно, что выиграли, – их страна не утратила независимость, как и Финляндия после Зимней войны. Причем сражались они без союзников». Ну а Эстония о союзниках в виде НАТО позаботилась, так что нам не страшен серый волк – даже такой хитрый, как Россия, которая «ищет в обществе самое слабое звено», чтобы его использовать.
В связи с чем стоит упомянуть депутата-реформиста Вальдо Рандпере, который на портале Delfi перевел дискуссию в национально-политическую плоскость: «Соцдемы и Аллик ради русских голосов готовы отречься от всего того, что для эстонца важно и значимо». Что дальше? Автор предсказывает: «Девятого мая социалисты (именно так – Н.К.) пошлют делегацию с венком к Бронзовому солдату. Не знаю, кто возглавит делегацию, – Аллик, Осиновский или Черепанов. Кандидатов в этой партии хватает. Миксер, вероятно, останется за воротами кладбища, чтобы извиняться перед эстоноязычными изданиями и объяснить: венок – не от партии вовсе, а лично от Аллика».
В глазах Рандпере ситуация напоминает 1940 год, когда местные левые интеллектуалы позволили коммунистам себя одурачить, что привело в итоге к падению республики. Сейчас подросло новое поколение интеллектуалов, которые социализма не хлебнули и теперь не понимают, почему Эстония через 20 лет после восстановления независимости хочет перевести все школы на эстонский. Сам-то Рандпере помнит, как в Ласнамяэ, где он рос в 1970-х, «за эстонскую речь на улице просто били. Могли и ножом пырнуть». Поэтому у депутата конкретное предложение: карать за отрицание оккупации. «И русской, и немецкой, и снова русской... Хорошо было бы при принятии этого закона в последний раз послушать соцдемов и центристов, которые безнаказанно верещат о том, как нас, задний двор Европы, освободили от независимости».
Что мы ставим на даму
Премьер-министр, какое-то время умудрявшийся не светиться в новостях, не выдержал и снова устроил небольшой политический скандал. Хватило одной фразы: «Неверно ставить будущее отношений Украины и Эстонии, Украины и ЕС на одну карту, на одну даму». Под дамой имеется в виду Юлия Тимошенко, которую судят нынешние украинские власти. Между тем в политическом дискурсе США и ЕС Тимошенко – политзаключенная.
Eesti Päevaleht припоминает, что в октябре 2011 года наш МИД, наоборот, сожалел о грозящих Юлии Владимировне карах. «Но меняются и времена, и приоритеты внешней политики Эстонии. Предательство “оранжевой революции” оказалось доходным в краткосрочной перспективе. Словно бы по совпадению компания Viru Keemia Grupp получила право проводить на Украине разработки сланца... Что, если из-за каких-то сланцевых разработок союзники однажды предадут и Эстонию? Если будущий канцлер Германии скажет, что пустячная тревога бывшего дерптского химика и продавца мороженого, а ныне премьера Эстонии не помешает поладить Москве и Берлину?»
В той же газете Яаника Мерило, предприниматель, связанная с Украиной, прямо говорит о «политической проституции премьер-министра». Мерило уверена, что от заявления Ансипа выиграет только президент Янукович, «установивший на Украине прочную семейную диктатуру... Неужели Ансип считает, что с точки зрения бизнеса на деле выгодно переть против единой политики ЕС?.. Даже на Украине такое поведение называют политической проституцией».
В Postimees бизнесмен Меэлис Нийнесте пишет об «упущенной возможности заткнуться»: «Когда я частным образом заметил Дому Стенбока, что негоже премьер-министру страны, уважающей права человека, маргинализовывать сидящего в тюрьме бывшего премьер-министра, да еще и в сексистском контексте, мне посоветовали обратить внимание на то, что премьер сказал в Таллинне, до отлета на Украину. С точки зрения канцелярии премьер-министра все логично – пусть эстонец потребляет специально для него заготовленный мессидж... Я бы не подписался под словами премьера и как предприниматель, у которого есть интересы на Украине. “Одна дама” может скоро превратиться в “одного господина”, и весь этот балаган не гарантирует эстонскому бизнесу никакой стабильности».
Ваши пальцы пахнут Брежневым
Что до внутренней политики, тут не утихают разговоры об историке Марте Лааре (IRL), которого президент внезапно предложил на пост главы совета Банка Эстонии. Кес сийс веэль, так сказать. «Мы не можем одобрить назначение на важные посты однопартийцев во имя того, чтобы партия лучше контролировала общество, или верный партиец получал достойную зарплату, или политик-ветеран был обеспечен предпенсионной синекурой», – возмущается редакция Õhtuleht.
В том же издании журналист Лаур Уудам пишет: «Коалиция и Кадриорг хотят вместо персональной пенсии предоставить дважды премьер-министру Марту Лаару достойное место, которое давало бы регулярный доход (у предшественника Лаара он составлял 20 тысяч евро в год)... Не стоит бранить центристов за их вопрос, сможет ли частично работоспособный Лаар на новой должности отвечать на вопросы парламента... Опять пахнуло брежневской эпохой».
К тому же выводу приходит и Каарел Таранд, главный редактор газеты Sirp. Он убежден в том, что IRL использует историю с Лааром, дабы отвлечь внимание публики от неудач Партса и Вахера, но совершает при этом ужасную стратегическую ошибку: «Как бы молодежь из IRL ни объясняла теперь, что их партия отличается от партий, управляемых старыми коммунистами, это никого не убедит... Выдвижение Лаара выглядит так же, как аналогичные акции КПСС, а позднее центристов и реформистов. Никакой разницы». Ну почему же? У Брежнева, как известно, были брови. А у Лаара – совсем даже борода.