На этой неделе эстонские СМИ обсуждали синекуру для Марта Лаара, День ветеранов, жизнь престарелых, сетевую активность центристов, но и про игру «Русские против эстонцев» не забывали.
Власть № 4: постят бесы, твитят бесы...
На Delfi журналист Вахур Кооритс напоминает: результаты местных выборов в Таллинне зависят не от русских, а от эстонцев. «Почему-то считается, что в Таллинне так много русских, что победа центристов неизбежна. Это ложь. Эстонцев в Таллинне больше 55 процентов, русских – около 42-43 процентов, остальные – новые иммигранты, скажем, финны. На них магия Сависаара не действует».
Кто сказал Кооритсу, что эстонцы и русские, как роботы, голосуют всегда за разное – неясно, но он в этом свято уверен: «В Таллинне нельзя образовать горуправу без поддержки по крайней мере части эстонцев, а в теории горуправа может состоять из партий, не поддержанных ни одним таллиннским русским. Эстония – страна, разделенная по национальному признаку, здесь действует логика этнической политики: в мире, который делится на „нас” и „них”, поддерживают „своих”... Таллиннским русским на разбитых дорогах так же плохо, как эстонцам, коррупция оскорбляет и их тоже, но в итоге они за центристов, потому что это „свои”, в то время как соцдемы – „их”, эстонская партия».
По сути, статья Кооритса льет воду на ту же избирательную мельницу и являет собой урок соцдемам: «Их надежда получить в Таллинне сколь-нибудь значимое число русских голосов иллюзорна». Ну а эстонцы предпочтут, чтобы соцдемы при первой возможности вступили в коалицию с реформистами и IRL, а центристов оставили на скамейке оппозиции. Зато в Ида-Вирумаа, считает автор, соцдемам будет чем поживиться: перевес центристов там настолько силен, что система стала практически однопартийной, поэтому избиратель захочет альтернативы. Реформисты и IRL в Ида-Вирумаа все равно обречены, так почему не голоснуть за социал-демократов? Правда, только на местных выборах. В парламент Северо-Восток выберет все равно центристов. С кем вы, господа соцдемы?
Козыряй!
Так учил нас Козьма Прутков, и на неделе сразу два издания последовали его совету, поместив тексты о русской карте, она же – русский козырь. Правда, смотрят они на эту карту с разных сторон. Пеэтер Калдре в Maaleht рассуждает о том, что «русская опасность» в последние годы превратилась в Эстонии во внутриполитический жупел. «Одни говорят, что российская угроза реальна, и обвиняют всех, кто уверен в обратном, в предательстве национальной безопасности. Однако в последнее время все больше тех, кто считает, что русской опасности нет, а политики, которые нас ею пугают, пиарятся перед выборами».
Сам Калдре опасается «мягкой и малой агрессии» в виде экономических рычагов, идеологического давления и политики кнута и пряника – и призывает нас читать ежегодники КаПо: в них все написано. Пугать людей, конечно, не надо, но и отрицать опасность не следует: «Это тоже внутриполитическая игра. Если хочешь свергнуть центристов в Нарве и прийти там к власти, конечно, ты должен отрицать русскую угрозу...»
По мнению журналиста Õhtuleht Маариуса Сувисте, ближе к осени мы будем слышать все больше заявлений, требований и решений, которые касаются «известной целевой группы» (читай – русских), при этом не исключено, что, получив больше голосов от этой группы, политики потеряют голоса другой группы (читай – эстонцев).
«Безусловно, интеллектуально интересна идея одной партии переводить наши законы на русский, – пишет Сувисте. – Если не знаете языка или не хотите понимать, поднесем все вам на блюдечке. Начиная с Конституции. Если в супермаркетах реклама уже много лет двуязычная, почему бы не переводить законы? Но если человек прожил тут годы и десятилетия и за это время не удосужился, не захотел и не пожелал выучить язык, который тут считается государственным, чья это проблема?» Впрочем, признает журналист, законы и на эстонском часто такие, что носитель госязыка их не понимает, так что перевод их – дело гиблое.
Совращение многолетних
Eesti Ekspress разоблачил чиновников Таллиннской мэрии, которые в несвободное от работы время оставляют комментарии к новостям, касающимся Центристской партии. «Трехчасовые смены, вечерние и выходные вахты, рассылка чиновникам электронных писем с призывом комментировать статьи на порталах... – возмущается редакция Eesti Päevaleht. – А потом от чиновников требуют отчитаться, сколько комментариев они написали – и удачно ли. Между тем мэрия столицы вовсе не считает, что поступает неправильно». Газета разъясняет мэрии, как сильно та ошибается: Эстония – демократическая страна, и власти, в том числе муниципальные, не должны заниматься пропагандой. А если это добровольная акция, почему чиновники пишут анонимные комментарии в рабочее время и потом за них отчитываются?
Писатель Андрус Кивиряхк в LP Eesti Päevaleht признает: Сависаар прав – центристы такие не одни. «Думаю, что когда в прошлом году разгорелся скандал, названный “сильвергейтом”, у самых прилежных реформистов от стучания по клавишам из-под ногтей брызгала кровь. Но у Центристской партии есть потрясающая способность любую пошлость превращать в кафкианскую мистерию...» Кивиряхк воображает работников мэрии персонажами Чехова и Гоголя, «крохотными чиновниками», «мелкими бесами», которые зарабатывают свою копейку, выполняя смешную и тщетную работу – «верить, что сетевые комментарии влияют на общественное мнение, может только очень глупый человек». А больше всего писателя беспокоит то, что мелкие бесы мелки, потому что молоды: «То, что происходит в партиях, – не совсем откровенная педофилия, но по сути все-таки ужас. Отцы-матери, будьте начеку! Если позволять ребенку в нежном возрасте заниматься политикой, из него может вырасти сетевой комментатор!»
У Янека Лутса из Eesti Ekspress происходящее ассоциируется с иным культурным явлением – фильмом «Отель “У погибшего альпиниста”», где герой Микка Микивера признавался следователю: «Я связал сам себя. Я – себя – сам!» «Реальность сказочнее фантастики», – пишет Лутс, вспоминая о том, как в 2011 году, когда умерла эстонский филолог Хелью Вальс, на портал Delfi пришел оскорбительный комментарий с IP таллиннской госканцелярии. Правда, кто именно его послал – неизвестно. Лутс не согласен с тем, что комментарии ни на что не влияют: «Большая часть опытных политиков читают их, чтобы знать, чего хочет народ. И для них не секрет, что в партиях по сменам работают комментаторы... Молодежи все время твердят, что лайки в фейсбуке – это еще не реальность. Но как объяснить зомбированным политикам, что юзать политические аватарки за счет государства и муниципалитета – это свинство?»
Семиотик Михаил Лотман (IRL) в Postimees заступается за анонимных комментаторов и свободу слова вообще – мол, авторство как явление вообще отмирает, вон хоть постмодернистских философов Барта и Фуко спросите, – но при этом безжалостен к чиновникам, которые комментируют что-то в рабочее время и за деньги налогоплательщика. По мнению Лотмана, это вполне себе правонарушение – и оно должно повлечь за собой соответствующие кары.
«Чиновники эстонской столицы и политики некоей большой партии замусоривают массивными анонимными комментариями инфопространство. То, что эти комментарии бессодержательны и разжигают вражду, не меняет дело к лучшему». Ах, если бы Михаил Лотман хоть раз оценил пытливым взглядом семиотика заявления членов собственной немаленькой партии – неанонимные, но порой и бессодержательные, и разжигающие вражду! Увы, партийность совращает не только малолетних, но и вполне себе седобородых людей.