/nginx/o/2013/05/05/1733028t1hc18f.jpg)
Имея опыт работы и в отдельном кабинете, и в большом помещении, где трудятся сразу несколько человек, а также и в открытом офисе, могу сказать, что ни один из них мне не нравится. Я довольна своим нынешним рабочим местом, когда работаю почти что в домашних условиях.
В какое-то время открытые офисы стали вдруг модным способом организации рабочего пространства и образцом для подражания. Демонстрируя свою современность и желание шагать в ногу со временем, многие фирмы стали разрушать перегородки и сажать людей в одно большое помещение — как правило, не спрашивая у них на это согласия.
Поначалу это казалось интересным, поскольку работа коллег была всегда на виду, а разговоры на личную тему волей-неволей приходилось подслушивать без всякого ложного стыда.
В то же время неловко было слышать, как одна из коллег вежливо послала по телефону свою маму, а другая обсуждала со своим бой-френдом, как им провести вечер. «Я ненавижу эти открытые офисы!» — взорвался однажды коллега, когда я поинтересовалась здоровьем его отца, поскольку невольно стала свидетелем его разговора с сотрудником больницы.
Пятая часть работников постоянно отсутствует
В другой организации, где мне довелось работать, если кто-то просил соблюдать тишину, потому что нужно было взять интервью у какой-нибудь важной персоны, по офису летали стерки, авторучки и прочие предметы. Со временем мы научились не обращать внимания на происходящее в помещении, однако это было нелегко.
Теперь вновь настали времена, когда в открытых офисах начали выстраивать перегородки и отделять рабочие места друг от друга хотя бы визуально. Появились комнаты для совещаний, где можно обсудить наболевшие вопросы за закрытыми дверями — и это тоже примета времени.
Правда, работать в четырех стенах в кабинете я уже не хотела бы. Одной было бы скучно, а втроем или вчетвером пришлось бы находиться в зоне влияния коллег и мириться с их странностями. Именно поэтому я очень довольна своим нынешним рабочим местом, когда в большинстве случаев могу работать дома за компьютером, а при необходимости встречаться с людьми.
Профессор Таллиннского технического университета (ТТУ), психолог по вопросам труда Мааре Тейхманн, говорит, что в соответствии с тем, как изменяется характер работы, должна меняться и рабочая среда. «Рабочее место должно давать возможность работать», — высказала она мысль, которая кажется банальной.
Одно из исследований ТТУ выявило, что 40% работников не находятся на своем рабочем месте постоянно. Примерно 20% рабочего времени они проводят на собраниях, у клиентов или на других встречах. Пятая часть работников болеет, находится в отпусках или на курсах — то есть отсутствует на рабочем месте целый день. Такие же данные получены и в исследованиях других государств.
По словам профессора, офис будущего будет выглядеть более по-домашнему. Такой картины, когда в длинном коридоре по правую и левую руку расположены двери, скоро мы уже не увидим.
«Домашний» офис будет функциональным: помимо открытых площадей, будут и помещения, где для работы имеется необходимая тишина.
Если кому-то потребуется уединиться, он сможет занять отдельное помещение на определенное время и повесить на дверь соответствующую табличку, чтобы никто не мешал.
Кроме т.н. зоны тишины, необходимы помещения для собраний, встреч и совещаний. Впустую простаивающие помещения, за которые работодатель платит аренду, исчезнут — если 40 процентов работников не находятся на своем рабочем месте, нет смысла за это платить.
Относительно системы открытых офисов в Финляндии также проводились исследования. Согласно одному из них, в таких конторах люди делают больше ошибок, поскольку мешающих факторов слишком много. Кроме того, люди очень легко вступают между собой в конфликты.
Если тебе нужно сосредоточиться, сидя за столом, а рядом коллега громко разговаривает по телефону, то очень легко может возникнуть ссора. На самом деле никто не виноват, поскольку и тот и другой выполняют свои трудовые обязанности — в этом состоит специфика их работы.
«В результате снижается производительность труда, и люди зачастую вынуждены брать работу на дом, поскольку в офисе просто невозможно работать. В свою очередь это нарушает баланс труда и отдыха», — указала Тейхманн на недостатки открытого офиса.
Дать возможность на работе работать
Так как развитие инфотехнологий видоизменило и содержание труда — так что работа больше не привязана к месту и времени — рабочая среда также должна подстраиваться под эти перемены. Главный принцип, которого следует придерживаться — выполнение рабочих обязанностей не должно мешать коллегам. Как бы странно это ни звучало, но на работе должно быть место, где можно было бы работать.
Работодателям предстоит серьезнее задуматься над тем, какие решения по части организации рабочего пространства, имеющиеся в их распоряжении, помогли бы повысить производительность труда. Варианты могут быть разные, в зависимости от того, идет ли речь о помещении редакции газеты, проектного бюро, вуза или министерства, поскольку потребности работающих там сотрудников также различны.
Сейчас госучреждения используют, как правило, кабинетную систему, несмотря на то, что характер их работы тоже изменился. Во многом расположение кабинетов обусловлено конструкцией здания, в которых учреждения находятся, но и их можно перестроить в соответствии с современными требованиями.
В любом случае, система коридоров и кабинетов отстает от времени, она не оправдывает себя ни в плане общения, ни в плане производительности труда.
КОММЕНТАРИЙ
Сирье Парве