Cообщи

Леонид Млечин: свергать Путина стране не выгодно

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В отличие от многих «любителей истории» Леонид Млечин не склонен к обобщениям.
В отличие от многих «любителей истории» Леонид Млечин не склонен к обобщениям. Фото: Scanpix/ИТАР-ТАСС

Журналист, писатель, кинодокументалист Леонид Млечин произвел самое благоприятное впечатление на участников Тартуского международного литературного фестиваля «Прима Виста»: он старался честно отвечать на все заданные ему вопросы, общался охотно и доброжелательно, пишет еженедельник «День за Днем».

В лекции «История как инструмент политики», которую Млечин прочел на церемонии открытия фестиваля, была затронута проблема тотальной фальсификации истории в СССР. Догмы, осевшие в сознании, мешают двигаться вперед: советский человек произошел от человека, а обратной мутации не происходит. История России – это зеркало, в которое смотреть страшно, а разбить нельзя: ведь разбить – значит признать, что зеркало существовало. И тогда говорят: дайте другое зеркало. Так происходит политизация (и фальсификация) истории. В 2009 году даже была создана очень недолго просуществовавшая Комиссия по борьбе с фальсификацией истории. Определить и договориться, что считать фальсификацией, не удалось. Ныне на поле исторических теорий сводят счеты власть и оппозиция.

«Я бы вовсе не советовал читать мои книги, – говорит Млечин. – Ничего радостного в них нет. Они – для тех, у кого душа болит, это моя попытка ответить на вопрос “почему мы так живем?”... Будущее не предопределено и точно не открыто нам. Мы не знаем, какой ядовитый корешок следует выкопать. Сложившаяся ментальность и традиции подлежат коренному пересмотру. В России нет традиции развивать способности к самореализации и самоорганизации. Нет привычки брать на себя ответственность. Распространено представление о том, что все дороги перекрыты. “Что мы можем сделать?” Это наследие эпохи подсечного земледелия – «не моя земля». Да и позже – общинный отрезок земли мог быть передан другому. Землю не считали собственностью, не берегли. Не было и привычки создавать горизонтальные связи, взаимодействовать с соседом. А принятие христианства византийского образца обусловило нелюбовь к католическому Западу... Однако к началу ХХ века сложились условия, позволяющие все это преодолеть. Столыпинские реформы были благом для России – но страна не пошла по этому пути».

Млечин признается, что не ходит на митинги оппозиции: «У меня нет политического темперамента. Ходят мои интеллигентные друзья. И это – признак здоровья общества. Это нормальная жизнь... Свержение Путина никому не выгодно. Он пользуется поддержкой большинства населения. Интеллигенция выступает против Путина, считая его политику слишком жесткой и мешающей развитию России. В народе же вообще не любят начальства: ненавидят, презирают – и мечтают занять его место. Не любят, не уважают – но привыкли подчиняться. Считают, что «мы сами не сможем управлять страной»...»

Полную версию статьи читайте в еженедельнике «День за Днем» от 10 мая. Подписаться на газету можно по телефону 6662503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.
 

Ключевые слова

Наверх