Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Все течет, но ничего не меняется

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Архив ДД

Роясь в архиве, я наткнулась на собственное неопубликованное творение, написанное еще в 2004 году. И сейчас, учитывая ситуацию, сложившуюся вокруг ECOMEN, – практически единственного лицензированного частного вуза, преподающего на русском языке, – эта статья пришлась кстати.

Пролог

Я ничего не стала изменять в тексте, лишь трижды курсивом в скобках кое-что отметив. Смысл статьи нисколько не пострадал. Наоборот, связь времен выглядит непоколебимой. Итак, далее – по тексту «антиквариата».

А спрос и ныне там

В последнее время все больше внимания привлекается к проблеме высшего образования. Отчасти инициатором обсуждения выступает министр образования Тойво Майметс (Яак Аавиксоо), но существуют, безусловно, и объективные причины.

Министр ссылается на низкое качество нашего высшего образования и отсутствие на него достаточного спроса. Если с первым можно было бы согласиться, то второе, собственно, из первого же и вытекает. Точнее, спрос, безусловно, есть – как на образование, так и на специалистов, но он напрямую зависит от качества. К сожалению, ни один из эстонских вузов – независимо от языка преподавания – необходимого качества не обеспечивает. По моему мнению, одной из причин является отсутствие нормальной конкуренции, не подверженной влиянию политики.

За последние десять лет у нас чуть ли не ежегодно менялось правительство (десять лет практически не меняется), но политические тенденции оставались неизменными не только в области образования, но и во всех сферах деятельности, где приоритеты определялись на основе этнической и лингвистической принадлежности.

Существует такое понятие как «школа» – Московская, Питерская, Новосибирская, Оксфорд, Кембридж. И, наконец, Тартуская... была когда-то. Между школами всегда существует явная и неявная связь, которая выражается в том числе и в соперничестве. Негласный статус «школа» присваивается в результате долгих лет приложения огромных усилий по скрупулезной отработке методологии и, в первую очередь, тщательного подбора профессуры. Именно она является основным носителем и связей, и традиций.

Что сталось с нашей Тартуской школой?! Где носитель связей и традиций?! Кто – на «незаслуженной» пенсии, а кто по-прежнему преподает, только уже не в ТУ, а в частных вузах.

Я не сторонник закрытия этих заведений, потому что в той или иной степени определенную просветительскую функцию они выполняют. Наверное, было бы хуже, если бы их не было. Куда было бы податься нашей молодежи, особенно той, которая по причине недостаточного владения эстонским языком причислена нашим государством к пасынкам? Работы-то как не было, так и нет! Вернее, она есть, только ничего не сделано, чтобы ее организовать и платить за нее. Посмотрите хотя бы на наши улицы. Строим city, а наладить нормальную уборку улиц – не в состоянии. Но вернемся к образованию и г-ну министру.

Тема эта поднималась под разными углами: то филиалы российских вузов незаконно действуют, то дипломы не признаются, то ректор проворовался... Но искушенному читателю понятно: это – продолжение раздела сферы влияния с последующей зачисткой конкурентов. Наступление широкомасштабное по всем направлениям.

Эстонии не надо

Первое – «Эстонии не нужно так много специалистов с высшим образованием». Что это означает?

Госучреждений на всех не хватит. Те, кто там сейчас сидят, за свое место будут бороться до последнего, потому что знают: рабочих мест недостаточно, а какой-либо государственной политики в области поддержки и развития среднего и мелкого предпринимательства не существует. Чиновнику не нужно, чтобы ему в затылок дышал молодой специалист.

Кому еще неугодны образованные люди? Конечно же, власть имущим. Вспомним историю – на кого обычно было самое большое гонение? На образованных. Беда с ними – и сами все знают, и других просвещают. А народу лишние знания только во вред, не то он в одночасье поймет, кто им правит.

В целом, ни политики, ни чиновники наши в просвещении народа не заинтересованы. В каком-либо другом государстве, например в Америке, дела, может, и по-иному обстоят. Возможно, там ценят специалистов независимо от их национальности, и со всего мира собирают. И правильно. Американским налогоплательщикам специалисты-иностранцы обходятся задаром. Ну так и наши «мууласед» Эстонии достаются бесплатно, так как в частных вузах обучаются за свои денежки... Нет, все равно не хотим.

Второе направление – «Эстонии не нужно так много вузов». Правильно. А зачем? Ведь и они достались бесплатно: разве хоть один частный вуз получал помощь от государства? Палки в колеса – это было, а помощи никакой. И настоящим, не по должности, профессорам приходится помимо своей непосредственной работы заниматься еще и выживанием – учреждения и собственным. Может это влиять на качество? Теоретически – да, а практически как работодатель утверждаю, что качество частного образования нисколько не ниже государственного, а в отдельных случаях и выше.

Частное образование на русском языке помогает решать и социальные проблемы. Что было бы с русской молодежью, если бы не частные вузы? Такие проблемы, как наркомания, СПИД, депрессия и суицид, стали бы еще острее. Мне хотелось бы знать, насколько эстонская община это понимает.

Если понимает, то почему хотя бы эстонская интеллигенция не противостоит вот уже целое десятилетие (двадцатилетие) продолжающейся политике притеснения неэстонского населения? Ведь «вред», наносимый «некачественным» образованием на русском языке, несравним с ущербом, который будет нанесен всему обществу, если и эту с таким трудом выстроенную и выживающую систему разрушить.

Частные вузы возлагают на себя решение ГОСУДАРСТВЕННЫХ проблем не за государственные деньги. Им нужна помощь, и если государственная власть этого не понимает, значит… она не должны управлять государством.

Обидно, а для Эстонии пагубно, что у г-на министра образования практически нет весомых оппонентов. По крайней мере, нам о них неизвестно. Остается надеяться, что и единомышленников у него недостаточно.

Эпилог

Вот так, «все течет, все изменяется». Только у нас, как в плохом сериале, «продолжение следует – оставайтесь с нами». А идеи Майметса живут и побеждают. Победят ли? Все зависит от нас самих.

Комментарии

Ключевые слова

Наверх