Первое, что бросается в глаза на домашней странице Международного Пражского университета (IPU) – фотографии, на которых ректор ECOMEN Ханон Барабанер вручает счастливым студентам дипломы. Несмотря на то, что эстонский вуз, по его собственным заверениям, расторг сотрудничество с чехами, на «иллюстративный ряд» это никак не повлияло, пишет еженедельник «День за Днём».
Ректор чешского вуза: защищались ли у нас магистерские работы ECOMEN? Без комментариев!
Второе – на сайте приведено общение ректора Людмилы Лисовской (на фото), в котором IPU прямо назван вузом. IPU предлагает «высшее образование в Праге», а также «получить второе высшее образование, пройти обучение по магистерским и докторским программам, а также окончить профессиональные курсы».
Как подтвердило Министерство образования, молодежи и спорта Чехии, только на последнее у IPU и есть разрешение. Работающая с 1998 года организация проводит «обучение по различным государственным программам: европейским программам, лицензированным и аккредитованным в Европейском союзе, американским государственным программам, лицензированным и аккредитованным в США, российским государственным программам, лицензированным и аккредитованным в Москве и Санкт-Петербурге».
Страница вуза «В Контакте» изобилует заинтересованными комментариями желающих учиться – из Белоруссии, Узбекистана и с прочего постсоветского пространства.
Людмила Лисовская, с которой «ДД» хоть и не сразу, но удалось связаться, ответила на наши вопросы письменно:
– Имеет ли право Международный Пражский университет самостоятельно давать высшее образование?
– International Prague University o.p.s. не имеет аккредитации и никогда никого не вводил в заблуждение по этому поводу. Мы работаем как частное неаккредитованое учебное заведение как самостоятельно, так и в качестве учебно-консультационного центра вузов-партнеров. Степени бакалавра, магистра или доктора присваиваются выпускнику, полностью освоившему выбранную им программу аккредитованного вуза-партнера.
– Как вы прокомментируете результаты министерской проверки деятельности вуза ECOMEN? Находите ли вы, что ваше сотрудничество нашло адекватное отражение в отчете о провеке?
– С отчетом ознакомили меня вы. Факты и выводы в нем неоднозначны: что-то меня очень удивило, так как об этом я узнала впервые, с чем-то я не согласна (много неправдивых фактов), чего-то я просто не знаю – это внутренние дела ECOMEN, с чем-то согласна. Мне очень жалко, что все так случилось, я очень уважала господина Барабанера, ему нужно было жестче контролировать делопроизводство, учебный процесс, контактировать с министерством.
– Как вы прокомментируете тот факт, что лично ваша докторская степень не была признана соотвествующими органами надзора ни в Эстонии, ни в Латвии?
– Университет, выдавший мне степень, был закрыт в марте 2009 года, когда я поступала в докторантуру, мне были предоставлены все лицензии и аккредитации, я знаю много известных людей, учившихся там. Я работала над диссертацией четыре года, написана она на практическом материале, преподавательский состав университета был очень солидный, тесты, материалы, экзамены – все было на высоком уровне. Кстати, институтскую дипломную работу полгода я писала в Таллинне в 1980 году.
– В результатах проверки указано, что вы предоставили Министерству образования ЭР информацию о том, что на базе вашего университета состоялась по крайней мере одна защита магистерской работы по программе ECOMEN и приложили фотографии с защиты. Имела ли защита место? Был ли это единичный случай, или на базе IPU защищались и другие магистерские дипломы ECOMEN? Есть ли у вас документы, подтверждающие, что ECOMEN имел право проводить обучение в магистратуре и выдавать соответствующий диплом?
– Без комментариев.
– Министерство образования ЭР связалось со студентом вуза, который предоставил договор с IPU, в котором ему обещали магистерский диплом ECOMEN. На основании чего этот пункт был включен в договор?
– На основании договоренности с ECOMEN.
– Тот же студент утверждает, что не подписывал договор между ним и ECOMEN, хотя его подпись на договоре стоит. Ректор ECOMEN Ханон Барабанер говорит, что IPU присылал им договоры со студентами уже заполненными и с подписью студента. Так ли это? Как вы можете прокомментировать подозрения в подделке подписей студентов?
– Я ничего не знаю о том, каким образом подписывались договоры студентов с ECOMEN. Со студентами мы подписывали только свои договоры.
– Считаете ли вы, что, согласно договору о сотрудничестве между ECOMEN и IPU, эстонский вуз тоже несет ответственность за содержание договора между IPU и студентом?
– Мы подписываем договор со студентом, и если студент выбрал программу ECOMEN, то основанием для этого договора является наш договор с ECOMEN о сотрудничестве в области оказания образовательных услуг. ECOMEN несет ответственность за выполнение своих обязательств, указанных в договоре.
– Считаете ли вы, что ECOMEN обоснованно аннулировал четыре диплома, выданных чешским студентам?
– Это известие стало шоком для меня и студентов. Комиссия ECOMEN приехала в полном составе на защиту дипломов, предварительно были согласованы и утверждены темы дипломных работ и сроки защиты. Студенты успешно защитили дипломы, каждая защита длилась минимум 50 минут – много задавалось дополнительных вопросов. Торжественно господин Барабанер вручил дипломы и зеленые шарфики, сказав, что приложения к дипломам пришлет через неделю. Но ни через неделю, ни через год студенты так и не увидели приложений. Зато прислали приказ, заверенный печатью и подписью, что эти студенты отчислены из института как полностью выполнившие учебную программу и защитившие дипломы. Когда студенты стали интересоваться, почему им такое продолжительное время не выдают приложения, господин Барабанер сказал, Министерство образование ЭР приняло решение аннулировать дипломы (при этом причины не объяснили). Я попросила прислать мне официальное решение министерства. Буквально через несколько дней мне приходит письмо из министерства, в котором меня ставят в известность о том, что господин Барабанер ПОПРОСИЛ министерство об аннулировании этих дипломов, и спрашивают меня, что я об этом думаю. Вероятно, г-н Барабанер таким образом попытался решить какие-то свои проблемы, разрушая жизнь и надежды ни в чем ни повинных студентов, которые честно и, кстати, очень хорошо учились, и как он сам написал «полностью освоили программу ECOMEN»
– По чьей инициативе было расторгнуто ваше сотрудничество с ECOMEN? Есть ли у вас финансовые или иные юридические претензии к эстонскому партнеру?
– Без комментариев.
– По чьей инициативе было расторгнуто ваше сотрудничество с Балтийской международной академией в Латвии?
– По моей инициативе. Вовремя увидела, что работаю с мошенником без принципов и морали.
– Есть ли у вас действующие партнеры среди вузов стран ЕС и России? Кто именно?
– Без комментариев.
Полную версию статьи читайте в еженедельнике «День за Днём» от 24 мая. Подписаться на газету можно по телефону 6662503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.