У эстонских мыз – разные судьбы, совсем как у людей. Чья-то сложилась вполне себе удачно, у других она трагична, третьи надеются на возрождение.
Ах, эти северные мызы!
Как сказала сотрудница Музея под открытым небом Эло Лутсепп, мызы очень жаль: только единицы получили заботливых хозяев. Даже если человек готов на реставрационный подвиг, у него, скорее всего, нет денег. И наоборот – денежные мешки редко бывают заинтересованы во вложении средств в разрушенные памятники архитектуры.
Жертва реституции
Начнем с самой большой мызы северной Эстонии – Колга. Ее огромное, по сравнению со многими другими мызами, построенное в стиле классицизма здание медленно приходит в запустение. Серой громадой оно нависает над одноименным поселком. Свою историю мыза ведет с XIII века, когда была самой настоящей крепостью, построенной монахами-цистерцианцами со шведского острова Готланд после того, как эту землю им подарил датский король. Вот как все запутано!
В конце XVI века уже шведский король подарил ее знаменитому военачальнику Понтусу Делагарди. Но период расцвета усадьбы пришелся на период, когда ею владел знаменитый в Эстонии род Стенбоков, представители которого многократно перестраивали господский дом и разбили рядом прекрасный парк. В 1940 году мызу национализировали. Долгое время там находился филиал не менее знаменитого, чем Стенбоки, рыболовецкого колхоза им. Кирова. Реституция вернула усадьбу шведским потомкам Стенбоков.
В одном из каретных сараев одно время даже работала гостиница с рестораном, но арендатор обанкротился. Здание мызы, естественно, не отапливается, что очень плохо отражается на состоянии постройки. Отопление есть только в той пристройке, где находится музей.
По словам Ульви Мейер, которая является директором местного музея и контактным лицом наследников, сейчас мыза выставлена на продажу. Более того, наследники даже не прочь подарить кому-нибудь памятник архитектуры, только почему-то желающих принять такой щедрый подарок не находится.
Г-жа Мейер не назвала еженедельнику продажную цену и не стала комментировать условий, на которых может состояться акт дарения. Но очевидно одно: осчастливленный подарком должен будет вплотную заняться восстановлением усадьбы. Но другой Андрей Дворянинов (мы имеем в виду бизнесмена, который бережно и успешно реставрирует замок Бенкендорфа в Кейла-Йоа) пока не нашелся. Стенбоки предлагали поместье в дар волости Куусалу, к которой относится Колга, но, как сказал еженедельнику волостной старейшина Урмас Киртси, от подарка пришлось отказаться по нескольким причинам: во-первых, у волости нет денег на реставрацию мызы, а во-вторых, было бы логичнее, чтобы памятники архитектуры такого значения, как Колга, принадлежали государству, а не местному самоуправлению.
Пиво из Палмсе
Недалеко от Колга находится Лахемааский национальный парк – изумительной красоты леса, богатые дичью и... мызами. Пожалуй, самая известная среди них – Палмсе. Но именно потому, что она известна многим, мы проедем мимо ее эффектного здания. Разве что вспомним легенду о том, как хозяин Палмсе барон фон Пален весьма оригинальным способом спас осажденный неприятелем Таллинн.
Он сделал вид, будто хочет послать голодным горожанам провизию. Когда повозки со съестным и пивными бочками приблизились к лагерю неприятеля на Ласнамяги, они были тотчас захвачены врагами. Голод измучил осаждавших не меньше, чем таллиннцев, поэтому они набросились на провизию, забыв про осаду. Хозяин Палмсе воспользовался этой короткой передышкой, чтобы спасти город. Он велел доставить морем к стенам Таллинна откормленного быка и солод. И каким-то образом передал защитникам города руководство к действию.
Горожане сварили свежее пиво, отнесли его на земляные укрепления, и налили на днища перевернутых бочек так, чтобы пена потекла через края. Затем выпустили на валы быка, который выбежал, взрывая рогами землю.
Когда враги увидели бочки с пенящимся пивом и откормленного быка, у них душа ушла в пятки. «Пропади оно пропадом, – сказали они, – не возьмешь измором того, кто может наварить столько пива и прогуливает жирных быков на валах. Скорее сами умрем от голода».
На следующее утро горожане увидели, что неприятель уходит восвояси. Таллинн был спасен. Вот такая гастрономическая легенда.
Элегантный отдых
Не выезжая за пределы национального парка, мы оказываемся в поместье Вихула, которое называют загородным клубом. Директор Дина Киви рассказала, что это уютное местечко – первый курорт усадебного типа в Прибалтике.
Пришла же кому-то в голову замечательная идея: использовать комплекс, состоящий из двух главных зданий, двадцати пяти других исторических построек и пятидесяти гектаров парков как самый настоящий СПА-курорт. Для этого была проведена полная реставрация мызы со всеми прилегающими строениями.
В поместье есть огород, где растут пряные травы, есть скотный двор, где кудахчут куры, блеют овцы и безмолвствуют кролики. Есть полностью восстановленная старая водяная мельница, превращенная в кафе. Есть библиотека, на полках которой среди других книг стоят собрания сочинений классиков мировой литературы на русском языке. Дина Киви объяснила, что для создания библиотеки был брошен клич: каждый отдыхающий привозит с собой по книжке. Но один бизнесмен из Петербурга привез целую машину книг. Так появились в Вихула так называемые «подписные издания» из советского прошлого: неясно, правда, кто их читает, но факт остается фактом. Еще в Вихула пекут изумительное печенье по рецепту хозяйки поместья, супруги Александра фон Шуберта. Хрустящие сладкие хлебцы с запеченными цветками лаванды буквально тают во рту, как ни банально это звучит.
Да, в Вихула много необычного. Памятуя о том, что в поместье когда-то был винокуренный заводик, нынешние владельцы мызы обустроили в подвале настоящий винный погреб, состоящий из богатой коллекции португальских вин. А постояльцам предлагают ванны с... коньяком. Правда, как по строжайшему секрету сообщили корреспонденту «ДД» девушки из СПА-корпуса, многие отдыхающие мужеского полу предпочитают коньяк внутрь. Для ведущих трезвый образ жизни есть бассейн, бани, джакузи, в том числе и на свежем воздухе, и всяческие массажи.
По имению можно покататься в карете и в автомобиле для гольф-поля, а по речке – на лодке. Можно устроить сафари на внедорожниках, взять шефство над симпатичным вислоухим кроликом или мастер-класс у художника, да много чего еще можно. Но рядом находится мыза Сагади, принадлежащая Центру по управлению государственными лесами. А что интересного там?
Ночной лес
А там – Пеэтер Хуссар, охотник, следопыт, знаток леса. Вы просто не представляете, как интересно и немного страшно ночью в весеннем лесу! Как там много странных звуков и таинственных шорохов. Вот откуда-то издалека доносится собачий лай. А вот кричит какая-то птица. А вот вдалеке шумит море. В результате двухчасовой прогулки, заметьте, в полной темноте, нам удалось найти следы присутствия неподалеку... медведя. Пеэтер включил, наконец, фонарик, и вот они – огромные медвежьи следы. Следопыт определил, что зверь шел нам навстречу. Даже если медведь прогуливался по лесной дороге не одновременно с нами, а несколько дней назад, и Пеэтер использовал «заготовку», то все равно было здорово.
Есть на мызе Музей леса, а главное здание чудесно обставлено старинной мебелью. Нам стала известна одна из забавных легенд, очень похожая на правду. На мызе традиционно существовали покои господина и покои госпожи. И когда господин намеревался посетить спальню супруги, он кидал на ее половину свой ночной колпак. Если супруга была настроена провести ночь с мужем, она оставляла колпак у себя. Если же у нее «болела голова», то колпак без комментариев вышвыривался прочь. И никаких скандалов!
В одном из бывших каретных сараев устроены отель и ресторан с отличной кухней. Между прочим, этим летом рестораны трех мыз – Палмсе, Вихула и Сагади – проводят гастрономическую игру. Если вам случится перекусить или же плотно пообедать в одном из ресторанов или кафе любой из этих трех мыз и вы потратите на еду минимум десять евро, то получите специальную наклейку. А собрав шесть наклеек, сможете участвовать в розыгрыше главного приза – отдыха на мызе на двоих стоимостью 500 евро. Надо будет попробовать! До октября, когда состоится розыгрыш, время еще есть.
Хитрые рыбки
За старым Ахтме, который является частью города Кохтла-Ярве, хотя и находится ближе к окраине Йыхви, есть шоссе, которое и приведет вас на мызу Мяэтагузе. В разное время она принадлежала и Тизенгаузенам, и Бременам, и Розенам. Ей крупно повезло, потому что, как сказала Эло Лутсепп, эта мыза всегда была обитаема. Сейчас в мызе Мяэтагузе находится волостная управа. Нам показали отлично отреставрированное здание. Особое впечатление произвел потолок, расписанный в итальянском стиле. Нам пояснили, что эта изящная роспись сделана по мотивам фрески известного итальянского художника XV века Андреа Мантеньи.
Но жители Йыхви приезжают сюда в основном не для того, чтобы любоваться этим великолепным потолком, деревянными панелями или блестящим паркетом второго этажа. Их привлекает мини-аквапарк. Он в самом деле «мини». В нем три бассейна: один пригоден для плавания, второй – для детей, третий – для ленивых. Есть джакузи и две бани. Местные любители понежиться предпочитают ехать сюда, а не в Раквере: значительно ближе и как-то по-домашнему. По-русски этот мызный аквапарк ласково называют «купальница».
Женщины, которые мечтали попробовать популярный рыбий педикюр, здесь могут осуществить свою мечту. Пожалуй, рыбки из Мяэтагузе – главная фишка, даром что ли на всех рекламных буклетах красуются их изображения! Но должна вас огорчить: эффект от знакомства с этими рыбками-педикюршами сильно преувеличен. По сути дела, это не косметическая процедура, а модный аттракцион.
Да и кухня в отеле при аквапарке, который, опять же традиционно, находится в перестроенном каретнике, не впечатляет. Напротив гостиницы кипит стройка: реставрируется второй каретный сарай, где откроются мастерские прикладного искусства и учебные классы.
Земля Санникова
По другую сторону Йыхви – снова история с географией. Там находятся целых три Кукрузе. Одно – опять же часть города Кохтла-Ярве, два других – одноименные мыза и деревня – принадлежат волости Кохтла, не имеющей к городу ни малейшего отношения.
Мыза Кукрузе – родовое гнездо фон Толлей, самый известный из которых – знаменитый полярный исследователь Эдуард Густав фон Толль, которого мы знаем благодаря его поискам легендарной земли Санникова и одноименному культовому фильму.
Если перейти Нарвское шоссе по мосту рядом с мельницей, за деревней легко найти старое сельское кладбище, на котором похоронены предки «того самого» фон Толля. А мыза отреставрирована с большой любовью и вкусом и превращена в музей фон Толлей под названием «Полярная мыза». Волостная старейшина Этти Кагаров мечтает продолжить благоустройство и с гордостью показывает нам перспективный план реконструкции.
Мыз в Эстонии много. Так что тема эта – неисчерпаема, нужно только придумать маршрут, заправить машину и пошире открыть глаза.
Поездка была организована Центром развития туризма Фонда содействия развитию предпринимательства.