Cообщи

Власть № 4. Маньяки, нарциссы, параноики и другие психические

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Зачем разлучница-судьба – всегда любви помеха?
Зачем разлучница-судьба – всегда любви помеха? Фото: Пеэтер Ланговитс

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали тотальную слежку, взгляды бывшей миссис Эдгар Сависаар, психполитзаболевания, ну и об апреле 2007 года не забывали.

Газета Eesti Päevaleht опубликовала интервью с Райво Аэгом, теперь уже бывшим главой КаПо, и мы наконец узнали, с чего – по мнению КаПо – началась «бронзовая ночь»: «С памятника в Лихула (эстонцам, воевавшим на стороне Третьего рейха – Н.К.). С моей точки зрения, это был абсолютно непродуманный шаг. Этот-то памятник и дал ход известным процессам. Его убрали. В ответ правые национал-радикалы начали протестовать против того, что на Тынисмяги отмечаются праздники, которые связаны с тоской по советским временам. Российская пропаганда подливала масла в огонь. Конфликт нарастал и завершился “бронзовыми ночами”. Все оттого, что одни противопоставляли себя другим». А мы думали – это всё русские виноваты. Пусть жираф был не прав, но виновен не жираф...

Влас-с-с-с-сть, моя прелес-с-с-сть!

Редакторы Postimees расценивают нынешнюю коалицию как «брак по расчету, который не распадется из-за того, что одна сторона была не вполне честна». Этот брак не смог расстроить даже призыв Марта Лаара: мол, сопартийцы по IRL, подумайте, стоит ли нам продолжать отношения с Ансипом? Газета считает, что Лаар припугнул реформистов, чтобы те после скандала с голосованием предприняли хоть что-то: «Андрус Ансип и Юрген Лиги считают, что мошенничество с голосами – это внутреннее дело партии. Кабы мошенничество того же масштаба имело место на парламентских выборах, оно вылилось бы в 25 тысяч фальшивых голосов, а это больше, чем собрал, скажем, Эдгар Сависаар. Следует ли закрывать глаза на такое нарушение? Конечно, нет».

В еженедельнике LP Eesti Päevaleht писатель Андрус Кивиряхк сравнивает Реформистскую партию с Голлумом, персонажем «Хоббита» и «Властелина Колец» Дж.Р.Р. Толкина: «Голлум слишком долго владеет кольцом власти и становится оттого отвратительным и безобразным. Несчастное создание поносят, презирают, над ним смеются. Но не будем впадать в крайности! Из-за скандалов последнего года мы забыли, что Реформистская партия не была осклизлым чудищем с рождения».

Правда, продолжает писатель, «уверенность реформистов в собственной незаменимости настолько безумна, что возникает подозрение, не поздновато ли спасать нашего отечественного Голлума – вдруг из-за кольца его мозг повредился необратимо?» Но рецепт есть. Для начала надо отнять у реформистов кольцо власти (то есть, видимо, не дать им победить на выборах). Пусть партия поживет вдали от политической сцены, успокоится, обдумает все как следует, перестанет вести себя высокомерно и самовлюбленно... Тогда ее можно будет пустить обратно.

В Eesti Päevaleht психолог Вольдемар Колга ставит партиям психиатрические диагнозы, оговорившись: это не диагнозы как таковые, это «аналогия, чтобы лучше понять, что происходит в политике». В старину душевнобольных изолировали, пишет Колга, а ныне они ходят среди нас, и отчуждение исчезает. Отчего бы не проанализировать политику на предмет психической патологии?

По мнению психолога, IRL страдает биполярным расстройством, у которого есть две стороны – маниакальная и депрессивная. Больной то впадает в эйфорию, то буйствует, ему то очень хорошо, то очень плохо; в стадии помешательства он может даже наложить на себя руки. Реформисты больны собой, то есть нарциссизмом (вот и Голлум называл себя «моя преелес-с-с-сть»), они желают прежде всего власти и денег, ставят себя выше «простых людей», понятие «любовь к ближнему» для них не существует, они часто врут, манипулируют другими, получают удовольствие от осознания собственной значимости. Нарциссизм, полагает Колга, нельзя считать недугом – это естественная часть современного капиталистического общества потребления.

Центристская партия – параноик, всех подозревает и никому не доверяет. Соцдемы пока ничем не больны, но это-то и плохо: они – чистая доска, tabula rasa, готовы дружить со всеми, а значит, у них нет своего лица. Колга советует им побыстрее развить какое-нибудь психическое отклонение. Главное – заболеть чем-то особенным, чтобы отличаться от остальных сумасшедших.

Последняя релик-Вилья

Героиня этих дней – Вилья Сависаар-Тоомаст, экс-жена главы Центристской партии, переметнувшаяся к реформистам и тут же решившая побороться с экс-мужем за кресло мэра столицы. Postimees поместил карикатуру Урмаса Немвальтса, на которой белки, используя Вилью вместо камня в рогатке, запускают новоявленную реформистку в жизнь и приговаривают: «Самое правильное – шваркнуть Сависаар об Сависаара!» Delfi приводит прошлые высказывания Вильи типа «высказывания Ансипа становятся все циничнее, а его отношение к жителям Эстонии – все враждебнее».

«Мировоззрение сегодня особой роли в политике не играет, – заключает портал. – Отсюда возникает проблема у избирателя, которому надо решить, стоит ли доверять конкретному политику... Может, мелкие расхождения во взглядах не столь уж и важны? Может, человек просто взрослеет? Как говорили классики, у того, кто в молодости не был социалистом, нет души, а у того, кто остается им в старости, нет мозгов. Учитывая абсурд ситуации, не стоит удивляться, если Кристийна Оюланд заявит вдруг, что она всегда заботилась о рабочем люде и в душе считала себя центристкой...»

Вилья Сависаар-Тоомаст пошла в контратаку и написала на том же портале, что, да, критиковала Ансипа, и много раз, но для нее как одного из лидеров оппозиционной партии это было естественно; реформисты тоже критикуют Таллиннскую горуправу, и в целом правильно критикуют. «В политике действует правило: чем дальше и выше ты забрался, тем свободнее ты в высказываниях. Я вхожу в Европейский парламент, представляю интересы людей Эстонии и других граждан ЕС, а не программу какой-либо партии, и говорю то, что думаю», – уверяет она. А от центристов Вилья ушла, потому что там инакомыслящих не терпят. То ли дело у реформистов: сплошь инакомыслие!..

Postimees цитирует фильм «Последняя реликвия»: «Мы должны действовать, – говорит хитроумный и беспринципный брат Иоганнес (его играл Ролан Быков). – Здесь нужна небольшая комбинация... Даже самый отъявленный еретик может быть союзником монастыря, если он служит Святой реликвии. Ищи друзей своих среди врагов своих – и будешь ты милосерден и непобедим». Газета считает, что комбинация с бывшей супругой Сависаара дает членам Реформистской партии по всей Эстонии четкий сигнал: в политике принципы ничего не значат. «Далеко не все реформисты довольны присоединением Вильи Сависаар-Тоомаст и ее быстрым и высоким полетом, но, как видите, они не осмеливаются высказываться публично... Сама она объявила, что никогда не поддерживала прогрессивный подоходный налог, всегда была либералом и так далее. Что тут с привкусом фальши – прошлое или будущее?»

«Иной человек столь умен и талантлив, что простой смертный может лопнуть от зависти, – пишет в Õhtuleht журналист Дейвил Церп. – Само собой, Вилья Сависаар-Тоомаст – в числе незаменимых... Острые вопросы ведущей “Актуальной камеры” Астрид Каннель явно вывели ее из себя. Можно даже сказать, что в Брюсселе Сависаар-Тоомаст заржавела. Вряд ли кто поверит в то, что в качестве мэра Таллинна она будет лучше своего бывшего мужа Эдгара Сависаара, к фанатам которого я точно не принадлежу. Флюгеры с необоснованно высокой самооценкой вроде Сависаар-Тоомаст вредят честным эстонцам больше всего, и неважно, где они сидят – в Европейском парламенте, или в нашем, или в кресле городского головы...»

Ключевые слова

Наверх