Этот Закон об иностранцах сам по себе песня, причем старинная и заунывная. Его самый первый вариант был принят еще в 1993 году, на заре восстановленной независимости, и впоследствии многажды менялся, обрастал поправками и пояснениями, как матереющий еж – колючками, пока работать с ним стало попросту невозможно. На базе этого закона парламент принял в 2009 году новый текст, более внятный, но местами по-прежнему странный. Этот текст тоже меняется на глазах. Скажем, предпоследние поправки, внесенные в 2011 году, касались наказания работодателей, незаконно привечающих работников из третьих стран. Последние, принятые 13 июня этого года, облегчают въезд в страну и поселение тут высококвалифицированных специалистов и зарубежных студентов. Всякое изменение закона обосновывается, конечно, стремлением как можно точнее воплотить требования директив ЕС.
Все эти танцы вокруг иностранцев сами по себе хороши. Тем более странно, что уже много лет закон остается неизменным в части, которая напрямую касается уже живущих здесь иностранцев. Тут нужно сразу оговориться: в законе написано, что иностранцем является всякий негражданин Эстонии, но гражданам ЕС, а также членам их семей посвящен отдельный правовой акт. За бортом остаются, таким образом, граждане третьих стран и лица без гражданства.
«ДД» уже рассказывал о трагических и попросту ужасных ситуациях, которые напрямую вытекают из Закона об иностранцах. Можно вспомнить, например, статью Ирины Каблуковой «Бабка за дедку... а внучка в пролете», которая рассказывала о престарелой гражданке Эстонии Марии. Будучи тяжело больной женщиной, Мария попросила внука, гражданина Белоруссии, за ней ухаживать. Выяснилось, однако, что по Закону об иностранцах оформить внуку временный вид на жительство невозможно. «Ввозить» из-за границы можно несовершеннолетних детей, совершеннолетних детей-инвалидов, родителей или бабушек-дедушек – но не детей, которые достигли совершеннолетия и инвалидами не являются, не внуков и не правнуков. В тот момент глава МВД Кен-Марти Вахер посоветовал Марии (через депутатский запрос депутата от Центристской партии Яны Тоом) ходатайствовать о долгосрочной визе, потому что белорусский внук с видом на жительство непременно обременит социальную систему Эстонии.