На этой неделе эстонские СМИ спорили о налоге с оборота на продукты питания, о том, кому тут жить хорошо, ну и о русских не забывали.
Власть № 4: пища вприглядку
Редакторы Eesti Päevaleht попытались вообразить, что было бы, если бы эстонские бизнесмены захотели построить тут электростанцию при участии российского капитала – как в Финляндии, где фирма Fennovoima вдруг заключила контракт на разработку АЭС с «Росатомом». «В Эстонии общественность и политики рвали и метали бы; может, местные инвесторы и сами исключили бы вариант сотрудничества с РФ... В Финляндии реакция на эту новость была не истерической, а деловой. Частично нашу истеричность в русском вопросе может извинить история – более короткий, чем у финнов, период независимости».
А еще мы боимся России потому, что видели, как «попытка латышей превратить страну во вторую Швейцарию для российского бизнеса обернулась банковскими и финансовыми кризисами. Но боязнь и истерика – плохие помощники в ситуации, когда россияне хотят и могут инвестировать». Газета призывает уподобиться финнам и анализировать предложения России, а не отвергать их с полпинка.
И вечный бой!
Но только – как без истерик-то? Зарубежный эстонец Юри Тоомепуу, 83-летний вояка, сражавшийся в Корее и Вьетнаме, продолжает бой с Россией на Delfi, опубликовавшем его статью «Эстония – троянский конь Путина в НАТО и Шенгенской зоне?». НАТО нам не защитник, считает отличавшийся в дельте Меконга боец, оно защищает лишь тех, кто способен защитить себя сам, а мы России противостоять не способны. Дальше идет конспирология: «Почему членство в НАТО уменьшает опасность атаки с восточной стороны? Главным образом потому, что соотечественники-клевреты Путина с эстонским гражданством дают ему полный доступ к планам и тайнам НАТО». Тоомепуу разделяет мнение бывшего директора КаПо Райво Аэга: «Вероятно, шпионов вроде Симма среди нас еще предостаточно».
Самая большая ошибка в истории Эстонии, пишет наш герой, совершилась, когда «первое правительство Лаара узаконило проживание в нашей стране полумиллиона русских, которых Сталин и его последыши послали колонизировать Эстонию, а также их многочисленного потомства». Неужели и Лаар тоже Симм?.. Как страшно жить! Но ладно Лаар: «Троянский конь радостно ржал, когда Леннарт „Николаев“ Мери заключил противозаконные, впоследствии ратифицированные парламентом „июльские соглашения“...» Так закалялась пятая колонна, именующая «нас, освободителей Эстонии, фашистами».
Больше всего Тоомепуу беспокоит русификация Эстонии. «Статистика утверждает, что доля эстонцев в народонаселении выросла, но молчит о том, что цифры это не подтверждают: любой житель страны может сам выбирать национальность... Лучший показатель – имена новорожденных, особенно девочек, по которым видно, что русских тут рождается куда больше, чем эстонцев». Что же делать? «Мораторий на получение гражданства! – неистовствует Тоомепуу. – Эстонцы могут остаться хозяевами своей родины, только если остановить раздачу гражданства русским прежде, чем русских граждан станет больше, чем эстонских. Гражданство должно быть нашей святыней. Его нельзя давать людям, цель которых – сберечь добычу сталинских бандитов...» Ну и так далее. Под конец автор цитирует такого светоча демократии, как Рональд Рейган, и обещает: «Повоюем!» Вот что значит военная косточка. И вечный бой! А вы говорите – без истерик...
В Maaleht журналист Ильмар Палли также беспокоится о национальности новорожденных: «Недавно я прочел, что в Таллинне в июне родилось 390 детей. По традиции их национальность не оглашается... Эстония – прежде всего страна эстонцев, ее цель – служить нам домом и главным жильем. Хочется знать, сколько именно нас родилось в столице и не только... Молодежь уезжает из страны, прирост низок, будущее народа под угрозой. Кто еще должен об этом думать, если не сами эстонцы?.. Но какой-то чиновник отдал дурной приказ скрывать от нас правду. Тогда уж мы должны радоваться высокому приросту в Азии или Африке... Пусть они приходят и заселяют наши пустые земли. Главное, что это люди, рабочая сила, национальность неважна... Во имя чего мы живем в Эстонии? Забудем эстонский язык и культуру. Глобализируемся, интернационализируемся! Затеряемся, растворимся!.. Мы, как нелетающие птицы, засовываем голову в песок и корчим рожу... Да, какую же рожу мы корчим?»
Затруднения автора понятны: рожу под песком увидеть ой как нелегко.
Зажрались!
На фоне демографических боев (которые должны бы вестись в постелях, а не в газетах, но это ладно) радует дискуссия о налоге с оборота на продукты питания. Центристы в лице Кадри Симсон говорят, что от понижения НСО выиграют прежде всего бедные, те, кто почти весь свой доход тратит на еду. Что интересно, центристов поддержали некоторые торговые сети вроде «Призмы». Реформисты в лице Юргена Лиги назвали предложение понизить налог «лицемерным»: «Обратная сторона монеты – накапливающиеся долги государства... В Европе около половины всех продуктов выбрасывается... Проблема – скорее лишний вес, чем голод...» Дорогой министр финансов, может, вы не будете выбрасывать половину продуктов, а отдадите их тем, кому, простите, нечего жрать?
Редакторы Õhtuleht считают, что государство, снизив НСО, покажет «заботу о гражданах» (ну и негражданам перепадут три корочки хлеба): «Сравнение цен в Эстонии и Германии показало, что у нас продукты дороже, чем в других странах ЕС. Беда в том, что доходы европейцев во много раз больше, чем у эстонцев. Доля семейного бюджета, которую тратят на пищу, в Эстонии непропорционально велика». Между тем на Неметчине НСО на продукты питания – семь процентов, у нас – двадцать. Конечно, пишет газета, дороговизна питания обусловлена далеко не только налогом: «Эстонец хочет есть эстонскую пищу, а она из-за неравномерности дотаций ЕС получается очень дорогой. Рынок у нас крошечный, эффекта масштаба нам не достичь». Но и власти облегчать нам жизнь не собираются: мол, магазины все равно цены не снизят, «торговцы – жулики, и лучше сидеть сложа руки».
Eesti Päevaleht винит и власть, и оппозицию: никто не удосужился провести нормальный экономический анализ. Postimees считает, что вопрос об НСО следует обсуждать, потому неплохо, что политики так возбудились. «Причина проста: с пищей все мы имеем дело каждый день... По данным Департамента статистики индекс потребительских цен за год поднялся на 3,8 процента...»
В Õhtuleht Индрек Ребасе пишет о предложении депутата Лийзы Пакосты (IRL) не снижать НСО на продукты, но, наоборот, поднять его на те из них, которые вредны для здоровья: сахар, сладости, кондитерские изделия, шоколад, жирную пищу и прочее. Чтобы народ был спортивен и упруг, меньше ходил к врачу и не тратил деньги налогоплательщиков. (Заранее жаль Эвелин Ильвес, ведь она так любила конфеты ручного изготовления по 26 евро за килограмм!) «Это кнут и пряник, – говорит Ребасе, – но о прянике, то есть о стимулировании, политики упорно забывают. Да, дополнительное налогообложение вредных продуктов увеличит бюджет. Но еще лучше было бы, если бы снизить и НСО на полезную пищу... Скажем, 5-10 процентов – полезные продукты, 20 процентов – средние, 30-40 процентов – вредные». Но что считать вредным? «В девяностые годы маслоедение считалось смертным грехом, и советовали есть маргарин. Сейчас мы слышим о том, что маргарин не столь безвинен...»
Если предложение Пакосты пройдет, цены на продукты повысятся. В старину чай с сахаром пили тремя способами: внакладку (клали в чашку), вприкуску (ели отдельно) и вприглядку. Скоро, кажется, мы будем все есть вприглядку. Сахар, кстати, полезен для мозгов. Но кому в нашей стране нужны мозги?