На этой неделе эстонские СМИ обсуждали легализацию борделей, повышение цен, пограничный договор с РФ, книгу Сависаара, ну и о русских не забыли.
Власть № 4: как стать равноценным членом общества
Редакторы Delfi в колонке «Кому нужна владеющая государственным языком русская молодежь?» реагируют на слова вице-мэра Таллинна Михаила Кылварта: то, что чиновники Минобра не справляются с организацией обучения на эстонском в русских гимназиях, означает, что властям образованные русские не нужны.
«Нельзя забывать, – пишет портал, – что когда кого-то принуждают что-либо делать, мотивация, мягко говоря, улетучивается. В то же время мотивировать гимназистов должно то, что если ты не знаешь эстонского, нечего и надеяться на конкурентоспособность на рынке труда. Сознательное желание не учиться на эстонском – это выбор, вероятно, не в пользу Эстонии...» А виноват известно кто: «Да, можно по примеру Кылварта сказать, что государство разбазаривает интеллектуальный капитал. Но возникает вопрос: а что власти Таллинна сделали для того, чтобы этот переход был по возможности безболезненным? Если не считать оспаривания решений правительства в Госсуде».
Оцените и следующее рассуждение портала: «В прошлом году из Эстонии выехало на 6455 человек больше, чем сюда въехало. Потому нас радует то, что правительство, не разрешив учиться на русском гимназистам четырех столичных школ, сделало еще один шаг к тому, чтобы дать русской молодежи возможность учиться в университетах и претендовать на рабочие места, требующие знания эстонского языка. По большому счету русским дают возможность стать равноценными членами эстонского общества; будем надеяться, что желание уехать отсюда у них уменьшится». Чувствуете логику? Если эстонцы уезжают, превратим-ка мы в эстонцев местных русских. Ну или попытаемся...
Само собой, никак нельзя стать равноценным членом местного общества, не уча ряд школьных предметов на эстонском в принудительном порядке. Правда, желание уехать после такого осчастливливания вряд ли может уменьшиться. Что тут радует Delfi – неясно.
Таллинн лучше Гондураса!
На позапрошлой неделе эстонские писатели жаловались в Eesti Päevaleht на бедность: на сочинительские доходы тут не прожить, нужно либо натуральным хозяйством заниматься, либо бизнесом. И вдруг выяснилось, что есть у нас фантастически успешный писатель: Эдгар Сависаар. Во всяком случае, долг размером в 173 551 евро глава центристов покрыл из «гонорара, полученного за написание книг».
«Если Сависаар и правда выплатил долг, а также уплатил подоходный налог с гонорара государству, – рассуждает EPL, – за книгу “Правда об Эстонии” он должен был получить 220 тысяч евро. В книжных магазинах “Правда об Эстонии” стоит около 20 евро. Чтобы получить 220 тысяч евро, надо продать 11 тысяч книг, но из этой суммы значительная часть – типографские и маркетинговые расходы. Следовательно, продажи должны быть еще больше... В прошлом году лидером продаж был роман Софи Оксанен – 12 209 экземпляров. Правда, издатель Сависаара не входит в союз издателей и данные о продажах предоставлять не обязан. И разве не могли поклонники Сависаара покупать книги с его посвящением и автографом за 500 или 1000 евро? Может, некий особо преданный почитатель заплатил за книгу, рукописные материалы и частный семинар двести тысяч евро? Такой влиятельный человек, как Сависаар, найдет способ, чтобы продать плоды трудов за достойные деньги...»
Редакторы Postimees приводят почти те же расчеты и спрашивают: «Если успех книги был столь велик, тому должно быть в достатке косвенных подтверждений. Где эти подтверждения? Вы знаете кого-либо, кто купил “Правду об Эстонии” добровольно и за свои деньги? Действительно ли Сависаар популярнее Андруса Кивиряхка?»
Любой другой политик был бы сейчас в крайне затруднительном положении, отмечает редакция Õhtuleht, – но не Сависаар. «Как могло случиться, что за книгу, состоящую по большей части из уже опубликованных статей, автор получил такой гонорар? Отчего гонорар платит какой-то фонд где-то в Швейцарии? Почему Сависаар берет в долг у какого-то Петера Кайзера из Лихтенштейна, когда в Эстонии можно взять кредит в любом банке? Вся эта схема нехорошо пахнет...» Не смолчал и Ээрик-Нийлес Кросс (IRL), соперник Сависаара на выборах мэра столицы. На страницах Ärileht он сравнил конкурента с Сифо Танданом, мэром Ндламбе (это в ЮАР), который предложил строительной фирме выгодный контракт, а эта фирма бесплатно построила ему дом. Еще Кросс сравнил Сависаара с главой Гондураса и мэром словенского Марибора, которые вроде как тоже коррупционеры. «Таллинн лучше, чем Ндламбе и Марибор», – заключает Кросс.
Уже после всех этих статей Õhtuleht сообщил, что, по словам адвоката Сависаара, гонорар, о котором идет речь, выплачен не за одну, но за шесть книг, из которых вторая – русский перевод «Правды об Эстонии» – выйдет в августе, а остальные пока, видимо, не написаны.
Странные цели и скудные средства
Литература литературой, а основа всего – экономика, и с ней у нас проблемы. На эту тему в СМИ случился каскад публикаций, совершенно не летних по серьезности. Delfi обсуждает лицемерие правящей коалиции: она предала собственный лозунг «с налогами не играют» и за последние годы не раз поднимала налоги, начиная с налога с оборота (с 18 до 20 процентов) и заканчивая платой за надзор Ветеринарного департамента. И только ставку НСО на продукты питания власти снижать не хотят.
«В нашем госбюджете 18,78 процента – это дотации из-за рубежа, – рассуждает портал. – Если у нас нет денег, может, не стоит снижать НСО и тем самым еще больше сокращать налоговые поступления? Можно ведь отдать налоги тем, кому они нужны, – бедным семьям. Но только помните новость о том, что для получения лишних 10 евро пособий у нас надо пройти через такую бумажную волокиту, что из 2000 тартуских семей, которые могли бы получить эти деньги, до финиша дошли лишь 220? В таких условиях снижение налога – не худшая идея».
В Õhtuleht экономист Гуннар Ламбинг справедливо пишет, что одним экономическим ростом сыт не будешь. Рост-то у нас был, но, судя по нищенским условиям, в которых живет население, куда-то запропал. Куда? Ламбинг обращает внимание на негативное сальдо торгового баланса: товары и деньги утекают из Эстонии быстрее, чем, так сказать, притекают. Отсюда – безработица и снижение реального дохода: в 2011 году 46,2 процента получателей дохода жили меньше чем на 400 евро (брутто, с налогами!) в месяц. Еще 30 процентов получали от 400 до 800 евро, а доходы более 1200 евро в месяц декларировали всего 9,7 процента. Разница в доходах в Эстонии безумная: среднюю зарплату и больше зарабатывает ничтожная часть населения.
«С каким чувством эстонские женщины растят будущее поколение? С чувством экономической неуверенности», – жалуется автор. Корень зла – в экономической политике, государство должно вмешаться... но отчего-то не вмешивается, цепляясь за свои дурацкие принципы. «Отсутствие дефицита госбюджета, расходы на оборону на уровне два процента от ВВП, прогрессивный или непрогрессивный подоходный налог, позитивное сальдо торгового баланса – это не цели, – пишет Ламбинг. – Это всего лишь рамки, с которыми мы вынуждены считаться и которые можно изменить, чтобы достичь какой-либо цели». Банальная мысль, но она, как и многие ее сестры, даже не ночевала в мозгах правителей Эстонии.