Власть № 4: нарвский жареный петух атакует

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Господина Юку-Калле Райда страшно волнуют российские финно-угры.
Господина Юку-Калле Райда страшно волнуют российские финно-угры. Фото: Силле Аннук

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали коррупцию, полицию и коалицию, и о русских тоже не забывали. Особенно в Нарве, но далеко не только.

В газете KesKus депутат Рийгикогу от IRL и представитель Эстонии в ОБСЕ Юку-Калле Райд делится опытом, как противостоять исходящим от России требованиям дать гражданство негражданам Эстонии и Латвии.

Языковой гость – в горле кость

Для начала надо задавить Россию могучим интеллектом и заявить, что в ее резолюции «много технических, лингвистических и смысловых ошибок, не говоря о логических. Увы, беспристрастная логика никогда не была сильной стороной России». Чуть хамовато, зато действенно. Потом надо передернуть, да так, чтобы в глазах зарябило: «Речь в резолюции идет о тех русских, которые сами не пожелали получить наше гражданство. А теперь Россия давит на нас, чтобы мы им его подарили». Понятно? Они сами не хотят. Языковой экзамен, который старым людям сдать сложно, тут ни при чем.

«Значит, это демагогическая резолюция? – триумфально витийствует Райд. – Без тени сомнения». Дальше надо бы перейти к аргументам, и тут наш Юку-Калле танцует на глазах изумленной публики невообразимую качучу. Гражданство не дают у нас тем, кто «не хочет для этого и шага ступить», «кто желает строить тут свою жизнь, оставаясь русскоязычным, желает жить в русскоязычном культурном пространстве». Нельзя быть русскоязычным тут! Не положено. А для тех, кто этого не понимает, Райд изобрел новый термин – «гости страны, по крайней мере, языковые гости».

Наконец, надо пойти в атаку, заявив, что у них там негров линчуют. Ну то есть: «На территории РФ живут десятки финно-угорских народов... Они не могут ежедневно говорить на своем языке, их школы закрывают, их культурной жизни препятствуют, и на деле от них просто хотят избавиться, пошло их умертвив». О, господин Юку-Калле, неужели вы хотите сказать, что местные русские пали жертвой тонкой мести за российских финно-угров?

Правда, у этих угнетаемых финно-угров паспорта РФ имеются, что не помешало Райду назвать резолюцию РФ «шизофренической». Вопрос остается только один: как можно посылать в ОБСЕ человека, прославившегося лозунгом «Коммуняк в печь!»? Или адекватней у нас никого уже и нет?

Слияние двух школ

К двадцатилетию нарвского референдума, на котором горожане проголосовали за территориальную автономию, СМИ стали вспоминать про Ида-Вирумаа. Автономию в 1993-м так и не создали (ее объявили противоречащей Конституции), а проблема эстонизации города, в котором проживает три-четыре процента эстонцев, осталась. «Индрек Таранд, в год референдума бывший полпредом правительства в Нарве, считает, что нужно сделать ее более эстонской, переведя туда Академию МВД и Художественную академию, – пишут редакторы Delfi в колонке „Неправильное государство в государстве“. – Конечно, оба учреждения останутся в Таллинне. И это в ситуации, когда в Нарве кроме Нарвского колледжа эстонскую власть представляет только Языковая инспекция с репутацией карательного органа. Между тем нарвская молодежь едет в Великобританию или Ирландию... И хотя памятник Ленину еще в 90-х перенесли во двор музея и развернули лицом к России, руки Эстонии до схоронившегося на берегу Наровы русского танка еще не дотянулись».

Политолог Кристина Каллас на том же портале констатирует: Нарва вся под влиянием русских СМИ, эстоноземельцами нарвитяне себя ощущают «где-то на заднем плане», отсюда – местный сленг типа «поехать на поиски работы в Эстонию». И в социальных сетях нарвитяне наверняка больше общаются с Востоком, чем с Западом. Почему так? «Концепция национального государства – одна страна, один народ, один язык, одна религия – сейчас под ударом повсюду в мире, – отвечает политолог. – Пока эстонцы не откажутся от идеи национального государства, русские здесь останутся чужими». Как следствие, «при возникновении конфликта, как в Грузии, Нарва – это потенциальная бомба». И кто виноват? Опять русские?..

На этом фоне весьма любопытны причитания Eesti Päevaleht по поводу возможного слияния единственной эстонской гимназии Нарвы с гимназией, где русские дети учатся методом погружения. «Может случиться так, что эстонская школа останется в Нарве лишь на бумаге», – опасается газета. Для русских учеников все изменится только к лучшему: они смогут больше общаться на государственном. «В чуть более худшем положении – нарвские эстонцы и их дети, желающие учиться только на эстонском. Возможно, они вынуждены будут учить часть предметов по методике погружения, которая к их нуждам не слишком приспособлена. Такие уроки могут стать для них фарсом», – полагает газета. «Эстонцы боятся, что уровень образования упадет», – пишет рядом журналист Кристьян Лукк.

Вот так. Русских обучать по методике погружения – чтобы сразу учили и язык, и предмет, и в итоге не выучили толком ни того ни другого, – можно. Эстонцев – нет; качество образования не то. «Отчего в Эстонии не может быть самобытных маленьких гимназий? – вопрошает EPL. – На эстонском или русском языке...» Вот такие у жареных петухов острые клювы: как клюнут, так и в мудрости властей усомнишься. Но на русском гимназии тут не разрешены. Такие дела.

Наш собственный Навальный

Отреагировали эстонские СМИ и на приговор Алексею Навальному. «Критикам Кремля нужно спросить себя, быть или не быть», – пишут редакторы Postimees. Газета полагает, что средний класс и гражданское общество РФ стоят ныне на распутье. «Выбор таков: смириться с происходящим, отказаться от амбиций сделать Россию более демократической страной или объединиться и действовать так решительно, как никогда раньше... В России суд служит власти, ест с ее руки и принимает на политических процессах такие решения, какие нужны Кремлю». Так как опасность репрессий угрожает многим российским активистам из стана оппозиции, поднявшаяся эмиграционная волна может докатиться и до Эстонии, которая в этом смысле уникальна: уже Запад, но добраться сюда из Питера или Москвы несложно.

Весьма встревожила Россия Евгения Криштафовича, члена «Свободного гражданина Отечества». «Однажды Россия станет свободной, – написал он на портале Delfi, – так или иначе...» Забавно, что Криштафович много пишет про суд над Навальным, но совсем ничего не пишет про суд над собой – а ведь он только что проиграл в первой инстанции вице-мэру Таллинна Михаилу Кылварту. Почему так? Вдруг и наш суд обслуживает чьи-то гнусные интересы, отчего и потребовал от Криштафовича опровергнуть ложные утверждения, выставляющие Кылварта бандитом, шпионом и «нашистом»? Может, Криштафович – это наш собственный Навальный, а?

Так или иначе, член «Свободного гражданина Отечества» очень горд тем, что наш президент сразу осудил решение российского суда. Правда, Ильвес сделал это в «Твиттере», растекшись мыслью аж на 106 печатных знаков, но Евгений уверен, что президентский твит будет посильнее «какого бы то ни было чиновничьего объявления». Рад он и мини-пикету, прошедшему у посольства РФ. Особо отмечает Криштафович то, что последней заграницей Навального стала Эстония, и именно ее тот ставил в пример России: «Он хочет, чтобы Россия была бы такой же европейской страной, как Эстония». Впрочем, замечает Евгений, Навальный – не Нельсон Мандела и не Махатма Ганди.

Отрадно, что Криштафович находит время позащищать права Навального, даже невзирая на его несходство с этими персонажами. Ах, если бы он с тем же рвением защищал права местных русских! Но, видимо, масштаб не тот. Негде развернуться. То ли дело – Россия!

Ключевые слова

Наверх