Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Константин Николаев: Геннадий Хазанов сыграл со мной злую шутку...

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фраза «я еще и крестиком вышивать умею» подходит Константину Николаеву как никому другому.
Фраза «я еще и крестиком вышивать умею» подходит Константину Николаеву как никому другому. Фото: Фото: Тоомас Татар

Он называет себя последним пионервожатым. Также он – повар-технолог, который ни дня не работал в ресторане. А еще – сопровождающий туристические группы и плиточник-мозаичник. Сегодня он – безработный. 

Константину Николаеву недавно исполнилось 45 лет. Прекрасный возраст, когда жизненный опыт уже накоплен, да и сил и энергии еще хоть отбавляй. О чем бы ни рассказывал Константин, все превращается в интересную историю.

– С чего началась ваша трудовая биография?

– После окончания 31-й средней школы, которая сейчас называется Эхтеской гимназией, я год проработал пионервожатым. Наверное, был последним пионервожатым советского периода. Потом поехал поступать на истфак Педагогического института имени Герцена, но (смеется) вышло так, что неделю проходил по музеям, а до приемной комиссии так и не добрался. Отслужил в армии, а учиться решил в Торговом техникуме. Был такой на улице Тынисмяги. Там сейчас колледж Таллиннского технического университета. Поступал я в техникум, чтобы получить специальность повар-технолог, а заканчивал колледж уже по специальности «предпринимательство в сфере общественного питания».

Кулинарный техникум? Никогда!

– И вообще не работали по специальности?

– Работаю начиная с семи лет: готовлю дома. Я сразу замахнулся на сложное и в семь лет испек кекс. Горячим он был съедобный, а когда остыл – стал резиновым и почему-то приобрел зеленый цвет. Так и не знаю, в чем была проблема. Потом перешел на еще более серьезные блюда, и мне даже доверяли кормить младшего брата. Я потчевал его жареной вермишелью, высыпая сухую на горячую сковородку... Когда я поступал в техникум, на экзамен пришли корреспонденты из «Молодежи Эстонии». Меня снимал легендарный фотограф Файви Ключик, царство ему небесное. И у меня брали интервью. Мне тогда было 24 года, и документы я подал в последний день и  в последний час, будто запрыгнул в последний вагон. У меня спросили, почему я раньше этого не сделал. Я тогда ответил, что Геннадий Хазанов сыграл со мною злую шутку. Его монологи о кулинарном техникуме меня просто подкосили. Я не хотел, чтобы надо мной смеялись, поэтому не пошел учиться, куда хотел.  Пока не стал выше этого (улыбается).

– Повар-технолог, который превращается в плиточника-мозаичника, это круто! Что же это вас бросало в крайности?

– Параллельно с учебой в техникуме я работал почтальоном, но не простым. Была тогда в Таллинне фельдъегерская служба. Подчинялась она Москве. Ничего особо секретного мы не перевозили, но обслуживали ювелирный завод, крупные магазины. Когда Союз развалился, нас переподчинили Министерству связи Эстонии, и нам было поручено сопровождать посылки от Hobby Hall. Потом и это прекратилось. Будь наш директор более предприимчивым, можно было занять свободную нишу, которую сейчас занимает DHL. Но уж как сложилось...

И вот, каникулы, времени много, встречаю своего одноклассника, который работал на стройке. Взяли сразу плотником, и пришлось быстро учиться.  Первым объектом стало здание Министерства финансов, где мы ремонтировали крышу. Когда начался строительный бум, ушел на стройку окончательно, научился класть плитку, потом освоил и мозаичные работы. Дело в том, что готовые мозаичные панно в магазинах очень дороги. В кроновом исчислении панно в три квадратных метра стоили от 70 до 90 тысяч, хотя ничего высокохудожественного в них нет. Я работал совместно с дизайнером, клиенты были довольны. Так что и это получилось.

И мир посмотреть, и себя показать

– Встретившись на улице с одноклассником-строителем, вы круто изменили свою судьбу. А с кем вы встретились, чтобы в очередной раз приобрести новую профессию?

– Тоже со своим старым знакомым, с которым не виделись с 1992 года,  когда оба работали вожатыми в пионерском лагере «Клоога-1». За это время он стал директором туристической фирмы и организовывал экскурсии для школьников по Эстонии и ближнему зарубежью. Я пожаловался, что надоело работать на стройке. И он попросил меня для начала помочь... Опыт работы с детьми у меня был, но экскурсии – это же совсем другое.. И в течение десяти лет я сопровождал туристические группы.

– Почему вы говорите об этом в прошедшем времени?

– Потому что сейчас я состою на учете в Кассе страхования от безработицы.

– Заинтриговали! Но, раз мы придерживаемся хронологии, давайте по порядку. Что такое сопровождающий группу? Это ведь не экскурсовод?

– Это человек, который в буквальном смысле сопровождает группу в автобусных путешествиях. Он организовывает все мероприятия на месте, дает путевую информацию, размещает группу в гостиницах, связывается с местными гидами. И за все отвечает.

– Вот вы везете куда-то вдаль 40-50 человек, чаще всего между собой не знакомых. Как управлять таким коллективом, конечно, если сборную группу можно назвать коллективом?

– Надо любить общаться с людьми. А мне это нравится. Ехать и разговаривать с людьми – это здорово. Если поездка однодневная, люди не успевают даже познакомиться. А в дальней дороге подчас приходится терпеть неприятного соседа. Моя задача – создать такую атмосферу, чтобы несимпатичный человек стал вам на семь дней близким. Чтобы вы могли общаться, вместе веселиться... И это тоже работа сопровождающего. 

– Какие знания нужны для этой работы, кроме дисциплинированности и умения быстро создать из незнакомых людей коллектив?

– Отчасти надо быть психологом, хотя я себя не считаю особо сведущим в этой области. Вероятно, интуиция подсказывает, как себя вести. Я всегда очень переживаю за какие-то промахи. Чувствую себя виноватым... Вот, например, однажды идти от стоянки автобуса до туристического объекта пришлось в два раза дольше, чем меня проинформировали, и легкая прогулка превратилась в настоящий поход. Или, например, в дороге   сломался автобус. Никто от этого не застрахован. Приходится связываться с Таллинном. Там начинают искать новый автобус или даже гостиницу, если задержка в пути серьезная. Хорошо, что такие форс-мажоры встречаются крайне редко. Но ты являешься звеном-посредником, первым видишь реакцию людей, первым принимаешь огонь недовольства на себя.

– Слухами земля полнится, и я знаю, что туристы считают: путевые рассказы Константина по своему уровню часто более высоки, чем рассказы профессиональных гидов.

– Может, такое приятное для меня мнение существует потому, что я ищу информацию, которая легко воспринимается. Я не гружу туристов датами и цифрами, которые, как правило, входят в одно ухо и из другого вылетают. А если рассказать интересную историю, пускай это легенда, пускай полуправда, но она запомнится. Я знаю, что многие гиды не любят книги Льва Лифшица за то, что он  иногда грешит против исторических фактов. Но все его книги – просто сказочные. Я очень их люблю.

Помоги себе сам

– Как вы оказались на бирже труда?

– Я зарегистрирован там с апреля. Был физическим лицом-предпринимателем, но объем работы стал небольшим, и я счел продолжение индивидуальной трудовой деятельности нецелесообразным, захотелось стабильной зарплаты и постоянного рабочего места. Поэтому я и пособия никакого не получаю. Предложения о работе поступают с общедоступного сайта, где я и сам их вижу. Доходит до абсурда: нашел через сайт Кассы страхования от безработицы курсы, на которых обучают профессии, которая по-эстонски называется reisikonsultant.Я же в сущности самоучка, поэтому очень заинтересовался и позвонил туда. Да, говорят, набор идет, только желающих нет. Они чуть ли не готовы были для одного меня проводить эти курсы. Я сказал в Кассе страхования от безработицы, что у меня есть опыт сопровождающего группы, и попросил отправить меня на эти курсы, но мне ответили: «А зачем вы хотите именно эту профессию? У вас же большой строительный опыт!» А я плохо себя чувствую, у меня уже болят суставы, я кашляю от пыли... В ответ попросили принести справку от врача, что я не могу работать на стройке!

– Но почему бы в самом деле человеку кардинально не поменять свою жизнь?

– В том-то и дело! Безработным раздают брошюру о том, что я могу стать частным предпринимателем, могу пойти на учебу, получить новую специальность... Эти возможности существуют только на бумаге. На днях мне дали официальный отказ. Его причину консультант объяснила еще и тем, что многие люди, окончив эти бесплатные курсы, все равно по новой специальности не работают. А может, я и есть тот человек, который будет по ней работать? А ведь, окончив эти курсы и получив свидетельство об окончании, я мог бы перестать быть любителем и пойти работать в туристическую фирму!

– А вы хотели бы получить постоянную работу в каком-то турбюро?

– Да, хотел бы. Но с этим тоже сложно. Я, кстати, регулярно отправляю заявки  через CVkeskusв одно турбюро, которое ищет именно сопровождающего туристические группы. Так и написано: reisisaatja. Их устраивал даже человек без опыта работы. Но они ни разу не ответили на мои электронные письма. Так что ни ответа, ни привета, ни отказа.

– Может, у вас есть какая-то сногсшибательная идея, которая оживит наш туристический рынок?

– Идея есть, но я не хочу пока о ней рассказывать...

– Ну хоть намекните...

– Нет. Ее сразу схватят и уведут.

Комментарии
Наверх