Cообщи

Власть № 4. Куда пойти? На Тоомпеа?..

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Бывшая супруга нынешнего мэра Таллинна не устает обзаводиться именами. Знакомьтесь: Вилья-Кахекордне-Сюннитоэтус Сависаар-Тоомаст!
Бывшая супруга нынешнего мэра Таллинна не устает обзаводиться именами. Знакомьтесь: Вилья-Кахекордне-Сюннитоэтус Сависаар-Тоомаст! Фото: Михкель Марипуу

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали предвыборные плакаты, эстонскую школу и ситуацию в Сирии, но и о собственном внешнем враге не забывали.

Не успел журналист Хейки Сууркаск написать на Delfi о том, что местные националисты, ярые противники СССР, используют, по сути, ту же сталинскую риторику – «клика», «предатель», «приспешник», «холуй», – как в Eesti Päevaleht появилось интервью с блогером Forbes Марком Адоманисом, вынужденным оправдываться: «Никакой я не приспешник Путина».

Вина Адоманиса очевидна: в своих заметках он посмел критиковать Эстонию – мол, с демографией тут кранты, особенно в сравнении с Россией, и как союзник Эстония не может дать США вообще ничего, и военные расходы у нас непомерные... Приспешник Путина – кто ж еще! Наш президент, конечно, не удержался и наорал на блогера в своем Твиттере. Нечего критиковать потому что. Ишь. Хвалить надо, хва-лить!..

Русская душа + эстонская мечта

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) наши школы вроде и хвалит, однако СМИ печалятся. «Знания эстонских учащихся на международном уровне удовлетворительные (есть куда расти), – пишет Postimees, – но наши школьники не так довольны школой, как их европейские ровесники». Неуютно ощущают себя и те, кто воспринимает объяснения учителя медленнее, чем остальные, и те, кому, наоборот, учеба кажется легкой. Газета призывает к системным реформам, которые за одну ночь не делаются, но без которых школе лучше не стать. «Школьники жалуются, что нагрузка слишком велика, – перечисляет Eesti Päevaleht, – две трети учеников страдают от хронической усталости, каждый третий не хочет ходить в школу. Почти две трети детей утверждают, что за последние полгода их кто-то обижал или оскорблял...»

У русских гимназистов при 60-процентном эстонском обучении нагрузка еще больше, но это, конечно, никого не волнует. К русским школам претензии совсем другого рода. В том же EPL Ирене Кяосаар, глава министерского отдела общего образования, объясняет читателям, что «школы с русским языком обучения – часть эстонской системы образования». Удивительно, но факт! По словам Кяосаар, мусолившийся в конце августа вывод о том, что русские-де учатся на эстонском лучше, чем на русском, сделан на основании устаревших данных – за 2006 год. Уже в 2009 году разрыв между русскими и эстонскими школьникам подсократился; тенденция налицо. Русские школы эстонским – братья, пусть даже там (в 2009 году) «господствовал более авторитарный стиль обучения и акцент делался на приобретение академических знаний, а не на том, как эти знания применять».

На Delfi Хендрик Агур, директор гимназии Густава-Адольфа, уверяет нас, что в русских школах сильны советские привычки, оттого они и не развиваются как надо. Виноваты, понятно, власти Таллинна, стагнирующие изо всех своих столичных сил. Агур говорит банальные вещи и к русским школам обращается в последних абзацах, что не помешало ему (или порталу) вынести слово «русские» в заголовок.

Итак, русские школьники имеют право на такое же образование, что и эстонские: «Мы не хотим упразднять русские школы или выдавить русский язык, мы хотим, чтобы русская молодежь получала хорошее образование». А тормоза – это директора и учителя ряда школ. Видимо, именно их надо упразднить или выдавить? Агур пишет об этом обиняками: «Русским школам нужны люди, которые лучше понимают русскую душу и эстонскую мечту...»

Борьба за эстонизацию русской школы Эстонии ничуть не удивительна, если вспомнить основной идеологический тренд современности: не можем изменить демографию – изменим определение «эстонца». Об этом в который раз пишут редакторы Delfi: «Разве эстонский народ – это нечто с определенным цветом кожи или гражданством?» Ну а лучшего материала для эстонской нации, чем тутошние русские дети, не найти.

Что работает у Калле Кландорфа?

Таллиннские центристы виноваты вообще во всем – по крайней мере, такое впечатление остается от статей, освещающих предвыборную кампанию. Взять безработицу. Репортера Õhtuleht Даниэля Сеппа возмутило слово «Töötab!» («Работает!») на центристских плакатах: «Они сообщают нам, что Эдгар (Сависаар) работает... Мой трудовой договор вскоре закончится. Во время выборов нельзя будет сказать, что Даниэль работает. Никто мне не звонил и не предлагал на четыре года теплое место мэра Таллинна. Да даже вице-мэра или советника. Центристы вычеркнули меня из списка своих избирателей, потому что я не работаю... У Эдгара рабочее место есть. У тебя нет. И его это устраивает!»

Лаур Уудам, коллега Сеппа, толкует слово «Работает!» по-иному: центристы довольны достигнутым и почивают на лаврах. «Но меня как избирателя интересует, есть ли у них новые идеи касательно развития города. Бесплатный общественный транспорт – хорошо, а что еще у нас будет бесплатно?..» Прохаживается Уудам и по другим лозунгам. Реформисты гордятся Эстонией: «Если белки горды тем, что Таллинн по-прежнему управляется отдельно от Эстонии, значит, им незачем отбирать власть у центристов». Соцдемы предлагают: «Пойдем с нами! Сегодня Тюри и Таллинн, завтра Тоомпеа!» «Куда это я должен с ними пойти? – спрашивает журналист. – С косами и вилами на Тоомпеа?»

Delfi отмечает, что предвыборная кампания берет не умением, а числом. «Партия реформ по прозвищу “Сильвергейт” (скандал вокруг внутрипартийной коррупции, которую вскрыл реформист Сильвер Мейкар – прим. Н.К.) взялась за имена партийцев. Так, бывший министр юстиции Михал теперь – Кристен “Новый Перекресток у Русалки” Михал... Центрист Калле Кландорф с легким юмором сообщает нам, что у него все работает...

Опростоволосились соцдемы: Юри Пихль обещает сделать район Пирита честным, безопасным и зеленым. Дачный пригород и так зелен; кажется, что этот плакат Пихля рекламирует скорее избирательный союз “Таллиннские зеленые”... IRL: судя по всему, Ээрик-Нийлес Кросс сфотографировал себя на айфон, наложил на картинку инстаграмовский фильтр и послал ее в типографию. Куда сильнее была бы реклама из газеты KesKus, где под фото небритого Кросса стояла подпись: “ЭЭРИК-НИЙЛЕС КРОСС, совершенно нормальный человек”. Нельзя не упомянуть и о редакторе KesKus Юку-Калле Райде, который в Ласнамяэ советует господину мэру отдохнуть...»

Плодятся как кролики планы по свержению центристов. В Õhtuleht бывший политик и военный Юри Тоомепуу (эмигрант, ветеран Кореи и Вьетнама и все такое) предлагает создать избирательный союз «Крепость Калева», чтобы отобрать город у сами знаете кого. Тут центристы виноваты и в том, что страной правит Ансип: «Сегодняшняя коалиция на Тоомпеа страдает зависимостью от Сависаара. Нет сомнения, что страх, весьма обоснованный страх перед Сависааром и его союзниками из “Единой России”, – вот причина, по которой столь многие эстонцы отдали голоса за нынешние власти предержащие».

Рядом намерение свергнуть центристов комментирует колумнист Якко Вяли: «Осень 2013 года, взгляды всех прогрессивных таллиннцев обращены к Вальдо Рандпере и Ээрику-Нийлесу Кроссу. Именно они взяли на себя сложную задачу освободить Таллинн и сделать жизнь в столице столь же интересной, гармоничной и полной сюрпризов, как повсюду в Эстонии... Если говорить серьезно, можно вспомнить, как IRL и реформисты сделали все, чтобы Арнольд Рюйтель не стал президентом. Рюйтель стал президентом. Никакого конструктива, кроме “освобождения”, никто не предлагает, так что и Сависаар останется мэром эстонской столицы».

Ключевые слова

Наверх