Всеобщие стенания по поводу отъезда из Эстонии лучшей – молодой и обученной – части населения уже не режут ухо и даже успели приесться. Как от повторения слова «халва» во рту слаще не становится, так и от слезных стенаний положение не исправляется. Власти, понятно, не внемлют, избиратели вроде как делают выводы и оргвыводы, но к следующим парламентским выборам нас станет меньше еще тысяч на двадцать-тридцать, и этот ущерб будет невосполним, хоть ты тресни.
Грустный праздник
И пусть я буду обвинен в своекорыстии, но меня ситуация беспокоит еще и с точки зрения налогоплательщика. Получается ведь ерунда: я плачу налоги, из этих налогов государство оплачивает обучение будущих врачей, учителей и так далее, а они, выучившись не на свои деньги, едут прикладывать свои умения за границу. Это отменный сравнительно честный отъем денег у населения, вы не находите? Люди, выучившиеся за мои деньги, будут учить и лечить финнов, британцев, немцев. Кто будет учить и лечить меня и моих близких?
При социализме (пардон за ересь) государство учило студента бесплатно, но по окончании вуза направляло молодого специалиста туда, где он был нужен государству, ничуть не интересуясь его по этому поводу мнением. И если молодой специалист не отрабатывал в глухой деревне или городе на другом конце страны положенные три года, ему грозили крупные неприятности. Так вот, я думаю, было бы славно ввести такую же пагубную практику в Эстонии – скажем, с врачами и учителями, о которых известно, что на местах ощущается их нехватка. Само собой, платить специалистам надо хорошо. Иначе получится свинство.
Но мы живем при капитализме, где условия никто никому ставить не может. Ей-богу, возникает страшное подозрение, что и без экономического кризиса крошечная Эстония в едином экономическом пространстве ЕС может работать максимум магазином для плохих европейских шмоток и поставщиком рабсилы, обучение которой покорно оплачивают местные жители. Дело не в кризисе, а в капитализме. Чтобы распределять молодых специалистов, государство должно вмешиваться в жизнь общества куда больше, чем считают возможным наши политики. Перестраивать надо всю систему, а это вряд ли возможно.
Остается только поздравить учителей – тех, которые не уехали, – с наступающим Днем учителя. Ныне это печальный праздник. И, боюсь, год от года он будет становиться еще печальнее.