Как живется в тартуском Супилинне

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Типичный уголок Супилинна.
Типичный уголок Супилинна. Фото: Вера Копти

Это – Суповой город, названный так еще в незапамятные времена, лет эдак двести назад, когда на тщательно спланированных квадратно-гнездовым методом улицах тартуского предместья поселились огородники, которые выращивали на продажу картошку и редиску. Само название улиц способствовало: Гороховая, Бобовая, Картофельная, Тыквенная, Сельдереевая, Ягодная, Дынная... Корреспондент еженедельника «День за Днём» бродила по Супилинну с Ханнесом Яэром. Он один из первых президентов «города», русский филолог по образованию, гид по профессии.

Граница между Тарту и Супилинном проходит по улице Кроониайа. Здесь на одном из домов – герб Супилинна, потемневший, к несчастью, от уличной пыли и выгоревший от солнца. На нем три поля: одно – цвета пива, другое – цвета воды в реке Эмайыги и третье – цвета кофе с молоком. Такой же флаг развевается над Суповым городом в дни фестиваля, который проводится здесь ежегодно в конце апреля. На столбе – надпись: зона здорового питания. Это тоже – из приколов нашего городка. Раз Супилинн, то никаких гамбургеров и пицц: только натуральная еда. Между прочим, одна из жительниц и хлеб сама печет. Переходишь шумную Кроониайа и оказываешься то ли в начале XX века, то ли просто в деревне: половина улиц не заасфальтирована, разнокалиберные домики утопают в садах, откуда-то раздается петушиное кукареканье...

Главная улица – Херне, Гороховая. «Она вела на городскую свалку, – рассказывает Ханнес. – Но в начале 2000-х, когда образовалось Supilinna Selts («Супилиннаское общество»), мы начали требовать благоустройства. И преуспели во многом. Свалку закрыли, Гороховую заасфальтировали, набережную реки привели в порядок, теперь здесь излюбленное место для прогулок. На автомобиле по всему Супилинну можно передвигаться со скоростью не более 30 километров в час. Энтузиасты написали проект, получили деньги и построили детскую площадку. Вот только пруд зарастает... Кто-то из «зеленых» сообщил, что тут якобы обитает какая-то уникальная лягушка-мутант, которую, кстати, никто не видел и не фотографировал, но все равно – чистить не дают...»

Мы с Ханнесом идем по широкой Гороховой, и он рассказывает историю буквально каждого дома, попутно перечисляет имена, которые, к сожалению, мало что говорят нашим читателям: археологи, архитекторы, филологи, фольклористы, семиотики, юристы, преподаватели университета... Кто только не живет в Супилинне в обычных его двух- и одноэтажных деревянных домиках! Вот прошел директор библиотеки... А вот этот дом хотели снести, кто-то присмотрел лакомый земельный участок. Но строение удалось отстоять, и купившая его семейная пара своими руками, со знанием дела и любовью отреставрировала его и получила памятный знак: лучший дом Супилинна 2007 года. Такие знаки украшают многие дома.

Весь Супилинн является памятником истории и архитектуры, и его уродуют отнюдь не развалюшки, до которых пока не дошли руки, а пластиковые окна, вставленные лет 25 назад, когда никому до исторической ценности района еще не было дела. «Мы не заставляем их демонтировать, чего уж там, – вздыхает Ханнес, – но сегодня никто не посмеет уродовать пластиком стены двухсотлетней давности, в которых до сих пор сохранен натуральный утеплитель из волокон льна».

Заколоченные и необитаемые дома там, конечно, тоже есть. «Их нельзя сносить, – говорит Яэр. – А на мало-мальскую реставрацию у хозяев денег нет. Или смотрите: половинка как новенькая, а вторая – разваливается. Это значит, что второй хозяин предпочитает пиво пить, а не дом ремонтировать». Попадаются среди фирм-застройщиков, развивающих недвижимость, и недобросовестные: одна такая контора, по словам Ханнеса, пыталась построить на купленном участке аж целых три дома, вместо разрешенных двух. Не дали – и хорошо.

Ох, этот Супилинн! Он затягивает, как временнАя воронка. Есть все-таки в этом месте что-то мистическое. Не зря, наверное, американский туристический журнал «Travel + Leisure» включил его в число 15 самых странных мест мира. По оценке журнала, странность Супилинна и в его названии, и в названии его улиц, а также в обособленности от города Тарту при том, что административно он в составе города никак не выделен.

Истории о жителях Супилинна, о его домах и обычаях читайте в свежем номере еженедельника «День за Днём».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх