/nginx/o/2013/10/04/2481603t1h932d.jpg)
«Поднимайся! Посмотри — здесь гнездо чайки и три птенца», — зовет меня на крышу трубочист Лео Калме, с которым мы встречаемся у него на работе.
Просовываю голову в люк — крытая жестью крыша кажется жутко скользкой. Нет, лучше не надо. Не решившись залезть на крышу на улице Суур-Карья, мы с фотографом ждем внизу, пока Лео Калме и его помощник Ханнес Кууземяэ, оба дипломированные трубочисты, закончат свою работу. Они, однако, не торопятся.
Работа — в радость
Спустившись на землю, Калме говорит, что на крыше спешить нельзя и работа всегда должна быть в радость: «Как и сегодня — погода отличная, светит солнце». На вопрос, что они делали на крыше, он говорит с улыбкой: «Засунули головы в трубу и посмотрели, что там внутри».
Но шутки шутками, а на самом деле они тщательно проверили состояние трубы, и для этого у них есть специальные инструменты. Например, зеркальная камера, которую Калме называет прибором для подглядывания за соседкой. Стоит камера 4000 евро. Но есть и более дорогие, которые позволяют через компьютер обозреть всю внутреннюю поверхность трубы. «Надеюсь, что обзаведусь ими, пока жив», — говорит 61-летний трубочист, лет сорок гуляющий по крышам.
Дымоход проверяют, чтобы выяснить, в каком он состоянии, нет ли в нем трещин и отвечает ли он требованиям пожарной безопасности.
Пригласить трубочиста
Дымоходы в доме на Суур-Карья в порядке, и Калме хвалит хозяина. Говорит, что отопительные системы многих домов не соответствуют требованиям: «Домовладельцы просто не выполняют закон. Дымоходы надо чистить два раза в год, а газовое оборудование и вентиляционные каналы проверять раз в год», — поясняет он.
По словам Кууземяэ, хозяева домов просыпаются лишь осенью, когда начинается отопительный сезон. Но к тому времени у трубочистов работа в самом разгаре, и домовладельцам приходится ждать три-четыре месяца. А грязная или неисправная труба может стать причиной большой беды. Сейчас самое время вызвать трубочиста, который не только вычистит дымоходы, но и проверит состояние отопительной системы и, если они в порядке, выдаст соответствующую справку.
Халтурщики
«Заработок зависит от работы: «Койдулы» (100 кр. — Ред.) — маловато, а вот «Якобсона» (500 кр. — Ред.) — в самый раз, — говорит Калме и поясняет, что за экспертизу и консультацию — почасовая оплата. — До заработка адвоката мы не дотягиваем — получаем в пределах 36-38 евро в час».
Настроение трубочистам портят халтурщики. «Сколачивают свою фирму, покупают несколько метелок и начинают предлагать квартирным товариществам услуги по чистке вентиляционных систем, — говорит Калме. — Лицензий у них нет, и товарищества не обязаны им платить, так как халтурщики не имеют права подписывать акты».
Услуги трубочистов предлагают также фирмы по обслуживанию недвижимости, хотя, по словам Калме, ему не раз приходилось переделывать их работу. Много хлопот у хозяев новых домов. Нередко строители допускают брак, лишь бы побыстрее закончить работу.
Калме приводит в пример новый жилой район в Меривялья, где одновременно были сданы 29 домов. У 19 из них были неполадки в отопительных системах: деревянные детали и изоляционные материалы оказались слишком близко к дымоходу. Когда хозяин затопил камин, запахло паленым.
Калме помнит судебную тяжбу, где он выступал в качестве эксперта. В Тискре загорелся новый дом, хозяин подал в суд на строителя. Калме составил акт и в резюме написал, что построенный таким образом дом и должен был загореться. Подрядчик, делая обшивку, сдвинул мешавшие ему стропила к дымоходу, и легко воспламеняющийся материал оказался совсем рядом с источником огня.
Кости целы
Если не считать зеркальную камеру, то снаряжение у трубочиста то же, что и 40 лет назад: черпак, щетки, метелка и стальной трос. И еще молоток и глиняный раствор — на случай, если надо что-то починить.
Трубочист работает без каски и без спасательного троса. Калме говорит, что европейские правила не рекомендуют ими пользоваться — они больше мешают, чем помогают, к тому же сами могут оказаться опасными. «Если стропила или обитая жестью труба, к которым прикреплен карабин, вдруг сдвинется, ты полетишь вниз», — поясняет он. Падать ему приходилось, но кости, к счастью, остались целы.
«Падать не так страшно, как приземляться, — добавляет Калме. — Бог нас пока хранил, может, потому, что мы ближе к нему, чем люди других профессий».
Калме работал на разных крышах, самой высокой из них была крыша церкви Олевисте. «Церковь отапливалась дровами — в подвале была печь, а воздушные каналы проходили в стенах. Мы их чистили, и один трубочист, чумазый, как черт, высунул голову в вентиляционное отверстие. Видели бы вы, как тетки стали креститься и бросились вон из церкви, крича: сатана явился», — со смехом вспоминает Калме.
Палата трубочистов
Калме не собирается выходить на пенсию, пока не будет налажена работа Палаты трубочистов Эстонии, призванная защищать права представителей этой профессии. «Большинство трубочистов действуют как физические лица и не имеют никаких прав, — поясняет он. — Мы хотим организовать также учебу, чтобы ребята были в курсе последних достижений в нашем деле», — рассказывает о своих планах Калме.
Любимцы туристов
Трубочисты хотят непременно заманить нас на крышу. И мы отправляемся на улицу Ратаскаэву, в обход Ратушной площади. «Там на нас накинутся туристы, чтобы оторвать пуговицу и выманить поцелуй. Если поддашься, прощай, работа, на этот день», — шутит Калме и рассказывает, как однажды он добирался от ЗАГСа на Пярнуском шоссе до улицы Ратаскаэву два с половиной дня.
В тот день там регистрировал брак один из новых русских, и трубочиста тут же затолкали в автомобиль и повезли кормить-поить. К тому же и хорошо заплатили.
Мы с фотографом все-таки побывали на крыше, выбравшись через кухонное окно мансарды. Страха высоты не было, но лезть на самую верхотуру к Калме мы не решились. А он сидел себе на высокой трубе, как чайка.
Трубочисты
В основном работают как физические лица.
Желающим вызвать трубочиста лучше заранее позвонить по инфотелефону 1345, чтобы навести справки.
Трубочисты объединены в Палату трубочистов Эстонии, ее сайт www.korsten.ee.
Информацию о трубочистах можно получить и в Союзе пожарных Эстонии по тел. 674 8192, www.tuletorjeliit.ee.