Cообщи

Дом культуры в вихре исторических событий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Репро

На месте нынешнего пустыря на углу Петербургского шоссе и улицы Паэ еще совсем недавно стояло здание бывшего Дома культуры «Маяк» завода «Двигатель», многие годы служившее родным домом для самодеятельных кол­лективов.

 Какое-то время «Ма­як» был одним из тех редких мест в Таллинне, где в советские годы показывали новые заграничные фильмы без особых переделок и купюр.

Во время «поющей революции» руководство «Дви­гателя» оказалось во главе Интердвижения, так что неудивительно, что в Доме культуры проходили многие главные события Интердвижения.

К сожалению, и после распада советской империи многое держится в секрете. Когда речь заходит о важных сделках, говорят, что по необъяснимым обстоятельствам то или иное здание перешло в руки посторонних лиц. Так случилось и с бывшим Домом культуры «Маяк», который начали было перестраи­вать, но в конце концов все же решили снести.

В начале 1950-х годов на территории завода «Двигатель» был небольшой клуб, в котором действовали дра­матический, танцевальный круж­ки, кружок баянистов. Первым директором клуба был Алексей Никольский. Затем клуб возглавил Николай Михайлов. До начала 1950-х годов «Двигатель» назывался «заводом № 130», так что и дом культуры был известен как клуб «завода № 130».

8 марта 1961 года в мес­те пересечения улицы Паэ с Ленинградским шоссе открылся тогда еще безымянный дом культуры. Отсутствие названия клуба, в котором сразу же нашли пристанище кружки самодеятельности, объяснялось засекреченным статусом завода «Двигатель».

Только в 1971 году Дом культуры назвали «Majakas», но почти сразу же его изменили в более привычный для русского уха «Маяк». Здание было построено по типовому проекту с незначительными изменениями. Главный фасад клуба украшали несколько больших «китайских» фонарей.

Четыре зала

В Доме культуры было четыре зала: кинозал вмещал 350, лекционный — 100, танцевальный — 200 и кафе — 80 человек. В 1963 году небольшой танцевальный зал перестроили в кафе, а просторное фойе на первом этаже приспособили под танцы. В 1971 году в кинозале появилась возможность показывать широкоэкранные фильмы. И если до сих пор в кинозал можно было попасть только с улицы, что было неудобно зимой, то теперь вход сделали из здания.

Недолгое время директором Дома культуры был Николай Михайлов, затем Геннадий Зубко, Павел Каспаров, с августа 1969 года — Елизавета Изосина. В Доме культуры работали около 35 кружков, причем некоторые на очень высоком уровне.

Одной из лучших считалась созданная в 1965 году киностудия, которой руководили Хейни Лепа и Петр Перельмутер. На первых порах киностудия действовала на территории «Двигателя», а в 1967 году обосновалась в Доме культуры.

В советское время работы киностудии участвовали в 21 международном кинофестивале, завоевав немало наград. Например, в 1970 году на фестивале в Брно студия была удостоена серебряной медали Международного союза кинолюбителей (UNICA).

Киностудия не только выпускала заводскую хронику, но снимала и фильмы, в том числе даже мультипликационные. В 1975 году киностудия была удостоена самого высокого среди любительских кружков признания, получив звание народного коллектива.

На таком же высоком уровне действовал и основанный в 1961 году академический певческий хор, которым сначала руководил Евгений Алексеев, затем Валерия Бойко, Алла Корнилова и с 1987 года — Марина Рождественская. Народным хором «Сударушка» руководил Вячеслав Тулубьев. Пользовалась успехом и агитбригада, немалая заслуга в том принадлежала актрисе Со­фии Блюхер, лауреату премии Игоря Северянина.

Народным танцевальным ансамблем долгое время руководил Михаил Малашенко, драматическим кружком — Эдуард Баянский. В середине 1960-х годов драматический кружок, воспитанницей которого была и Нелли Пшенная, ставшая впоследствии актрисой Театра имени Моссовета, достиг своего расцвета.

С конца 1960-х годов драматическим кружком руководили в основном акте­ры Русского драматического театра. Действовал в Доме культуры и кукольный театр, который почти 25 лет возглавляла Зоя Иванченко.

Ольга Лунд руководила вокальной студией Дома культуры. Четверть века во главе ансамбля баянистов, насчитывавшем до 40 человек, стоял Рудольф Трейман. Оркестр духовых инструментов долгое время действовал под руководством Геннадия Лаубиса, а затем Елены Зе­кеевой.

Гостями Дома культуры «Маяк» были известные российские актеры, писатели, спортсмены. Часто выступал здесь и Георг Отс. Работники «Двигателя» даже добивались, чтобы Дому культуры присвоили имя Георга Отса.

В конце 1980-х годов наряду с национальным дви­жением активизировалась и деятельность реакционеров. Так, после того как 24 февраля 1989 года на башне Длинный Герман был поднят сине-черно-белый флаг, на «Двигателе» был создан забастовочный комитет, а участники прошедшего на заводе митинга решительно осудили смену флага. По приказу директора завода митингующие отправились на площадь Вабадузе.

Для принятия решительных мер ждали сигнала из Москвы. И в начале 1991 года, когда внимание всего мира было приковано к подготовке западных стран к освобождению Кувейта, это время наступило.

8 января 1991 года под предлогом поимки бежавших из армии в Эстонию прибыли советские десантники. Пять дней спустя произошли драматические события у телебашни в Вильнюсе. Несмотря на войну в Кувейте, общественность всего мира выступила на защиту стран Балтии.

Обещания Жириновского

Январское отступление 1991 года реакционные силы считали временным, ожидая нового сигнала из Москвы. О царивших тогда настроениях говорит теплый прием Владимира Жириновского. Выступая 8 янва­ря 1991 года в клубе «Маяк», он пообещал сделать все, чтобы сломить сопротивление стран Балтии.

Дальнейшие события чуть было не подтвердили его слова. 19 августа в Таллинн прибыли советские десантники, на дорогах Эстонии появилась бронетехника, Краснознаменный Балтфлот блокировал город с моря.

Но все повернулось иначе — 20 августа 1991 года была восстановлена Эстонская Рес­публика.

Наверх