/nginx/o/2013/10/04/2484477t1h0946.jpg)
Он родился в Сибири, зовут его Владислав Коржец. Он — лицо без гражданства и, следовательно, обладатель серого паспорта. Тем не менее этот человек весьма любим и популярен в первую очередь среди эстонской публики.
Где вы родились?
В городе Партизанске Красноярского края. Там находился родильный дом. А семья моя жила в одном из эстонских поселков на берегу Енисея. И родители мои родом оттуда. А вообще-то, мои предки приехали в Сибирь из Эстонии очень давно. Но жить мне там почти не довелось — когда мне было 10 месяцев, родители приехали в Эстонию.
Бывали потом на родине?
Да, пару раз. Помню, когда ездил туда в 1968 году, были мы на сенокосе. Все женщины были одеты в эстонские национальные одежды и пели по дороге на сенокос эстонские песни. В Эстонии я такого не встречал.
Коржец — не самая типичная эстонская фамилия.
Фамилия — от деда. Он был поляком, женился на эстонке. А Владиславом отец назвал меня в честь какого-то польского короля, про которого он читал накануне моего рождения. Но я эстонец, вырос в эстонской среде. Даже не припомню сразу, есть ли у меня хорошие знакомые среди русских. Разве что Алексей Семенов. Когда-то он переводил мои пьесы. Помню, закусывали хорошо. Потом он в политику, что ли, ушел (Алексей Семенов — директор Центра информации по правам человека. — Ред.)
Не мешает вам такая фамилия?
Нет, не мешает. В начальной школе немного мешала — мальчишки дразнились и обзывали меня русским. Но большой занозы это в душе не оставило — это же так, детские шалости.
С такой биографией эстонское гражданство автоматом вы получить не могли.
А у меня его и нет. Лицо без гражданства. Правда, документы на гражданство сдал, но ответа еще нет. Видимо, где-то решают, достоин ли.
Почему раньше этого не сделали? Может, экзамен по языку не могли сдать?
Этого от меня, слава Богу, не требовали. Я же эстонскую школу окончил. К тому же член Союза писателей, все мои сочинения написаны по-эстонски. Впрочем, последнее никакого значения, как оказалось, не имеет. Экзамен на знание Конституции я сдал еще лет десять назад. Но документы не сдавал. Что-то сдерживало. Наверное, все-таки обида, что я, эстонец, должен доказывать, что имею право быть гражданином Эстонии. Особенно задело меня требование предоставить среди прочих и справку о доходах. А если по какой-то причине нет у человека доходов, то что, он не имеет права быть гражданином? Не понимаю, какая тут связь.
Обида есть, но все же решили ходатайствовать?
Из прагматических соображений. С эстонским паспортом проще ездить за границу. Хочу уточнить, что вся эта история с гражданством для меня совершенно второстепенный эпизод. Я никакой не борец за права, за правду.
Действительно, трудно представить юмориста борцом.
Да и не юморист я больше. Не пишу уже ничего такого, не выступаю.
Почему?
Надоело. Знаете, я очень боюсь, что невольно начну отождествлять себя с имиджем. Когда все вокруг твердят, что ты юморист, и впрямь, неровен час, начнешь думать: да, я — великий юморист.
А вообще по жизни вы юморной человек?
Не мне судить. Стараюсь быть доброжелательным со всеми. А искусственная веселость, как будто ты постоянно по двести грамм принимаешь, не по мне. Быть весельчаком — не цель для меня.
А какая ваша цель?
Быть счастливым человеком.
Что это значит в вашем понимании?
Точно знаю одно — это духовное понятие. У моей супруги была тетушка. На свою пенсию она покупала всем подарки и была добра и улыбчива со всеми. Наверное, что-то вроде этого. Когда я вспоминаю ее, чувствую, что меня озаряет какой-то свет.
У вас есть рассказ «Как надо жить». Там, конечно, юмор, а если всерьез — вы знаете ответ на этот вопрос?
Рецепт у каждого свой. Но основа, как и у всех кулинарных рецептов, одна: относиться с любовью к окружающим людям и к тому, что ты делаешь. Как надо жить? Да, неплохо бы знать истину... В последнее время меня занимает странный образ — рукоятка, приделанная к истине. Так удобно держать ее при себе, или, скажем, кому-то по лбу истиной дать...
Когда вы обнаружили в себе литературные способности?
Лет в 15, учительница тогда сказала, что у меня есть какие-то способности.
Учились на филологическом?
В институт я поступал, чтобы не идти в армию, и выбрал самый легкий, как я считал, факультет пединститута — математический. Правда, по специальности мало работал, вскоре ушел в юмористический журнал «Пиккер», с которым был связан двадцать лет, вплоть до его банкротства. Это был не самый приятный момент в моей жизни.
Вы, кажется, связаны и с журналом «Каlastaja» («Рыболов»)?
Это тоже уже история. Я был в 1996 году одним из его учредителей и восемь лет главным редактором. Рыболовством я давно увлекаюсь, а когда возглавил рыболовный журнал, стал профес-сиональным любителем. Хотя по мастерству рыболов я весьма средний.
Говорят, счастлив человек, у которого увлечение сов-падает с работой.
Я так не считаю. Если человек за хобби получает деньги, оно теряет свою чистоту. На Пярнуском заливе я видел людей, которые с удостоверением любителя ловили окуня для продажи. Четко было видно, как это меняло людей и отношения между ними. Нет, я не хочу быть профессиональным любителем, и это, кстати, одна из причин, почему я оставил журнал.
Чем же вы сейчас зани-маетесь?
Пишу сразу три книги: о ловле рыбы на спиннинг, детскую готовлю — из старых вещей, а также книгу рецептов рыбных блюд.
Действительно, вы же известный знаток рыбных блюд.
Я готовлю рыбные блюда лучше, чем средний эстонец — но и только. Говорить, что я какой-то редкостный спец по этой части, нет оснований. Это опять-таки миф, созданный, в частности, и ТВ, где я веду передачу на эту тему.
А какое ваше любимое рыбное блюдо?
Черный хлеб с килькой. Вроде просто, но это наша тысячелетняя культура.
Килька с хлебом? Наш предыдущий именинник, известный доктор Адик Левин, который теперь занялся вопросами питания, пару недель назад убеждал меня, что это крайне вредно для здоровья. Надо есть их отдельно.
Я вас умоляю! Если здоровье в порядке — ешьте на здоровье. Главное, знать
меру.
А у вас как со здоровьем?
Теперь стараюсь следить. Раз в неделю — постный день. Бросил курить. Вот уже третий месяц идет. Это не так просто, если сорок лет курил по две-три пачки в день.
А как насчет алкоголя? Вы что-то говорили насчет ежедневных двухсот граммов.
Двенадцать лет капли в рот не беру. Из-за одной рюмки лучше и не браться за бутылку, а больше — нельзя.
Чем же вы на жизнь зарабатываете, если отовсюду ушли?
Черт его знает. Какие-то гонорары капают, авторские. Часто приглашают на полукоммерческие вечера на тему рыбалки.
Значит, вы не юморист, не рыбный кулинар, не борец... Так кто же вы?
Просто Коржец.
Владислав Коржец
• Родился 9.09.1951 г. в Красноярском крае
• Окончил Таллиннскую 1-ю среднюю заочную школу, Таллиннский пединститут
• 1976–1995 — работа в журнале «Пиккер»
• 1996 — один из основателей журнала «Kalastaja»
• Член Союза писателей ЭР. Автор двух книг, нескольких пьес, множества рассказов, текстов песен (в том числе для легендарной эстонской рок-группы Ultima Thule).
Источник: РМ