/nginx/o/2013/10/04/2492425t1h0286.jpg)
Известный журналист и телеведущий Павел Макаров терпеть не может коллектив, но людей он любит. Себя он называет лентяем, однако вкалывает как ненормальный.
Не только в журналистском деле, но и в обычной жизни подобные Павлу Макарову люди встречаются нечасто.
Макаров, по сути, джентльмен из минувшего столетия. Немногие сегодня, здороваясь, приподнимают головной убор или подают даме пальто. У Макарова это в крови. Он признается, что строг к себе и к своим ближним и в какой-то мере педант: «Если человек нарушает данное слово, я чувствую себя оскорбленным. Извинением могут быть только похороны или свадьба».
Как бы ни спешил Макаров, он всегда выглядит так, словно только что пришел от портного или парикмахера — все на своем месте, все безукоризненно. Непременный атрибут — массивный кожаный портфель, своего рода рабочий кабинет с мобильным телефоном и блокнотом.
Однажды Макаров лишился этого своего добра — когда он в 2000 году возвращался поздно вечером со съемок на телевидении, его ударили кирпичом по голове. Три дня Павел боролся за жизнь в реанимации и победил.
Дар понимания
По понятной разве что русскому человеку сентиментальности он не расстается с фотографиями близких ему людей. И если бы награждали медалью за образцовую интеграцию, то ее был бы удостоен именно Макаров.
Хорошее образование, воспитание и разносторонние увлечения всегда были присущи русской интеллигенции. Макаров признает, что его родители — педагоги — не полагались на случай, воспитывая его с сестрой: спорт, изящные искусства, книги были неотъемлемой частью их жизни.
Он и сегодня может в любую минуту сесть за рояль. В школьные годы у него были неплохие спортивные достижения, и это до сих пор помогает сохранять хорошую физическую форму. «Достаточно отказаться от автомобиля, правильно питаться, больше бывать на свежем воздухе, и позитивный настрой гарантирован», говорит он.
Все это вместе превратило Макарова в некоего мультичеловека, который способен с поражающей компетентно_стью говорить на какую угодно тему или слушать других. Это, кстати, тоже надо уметь.
В отличие от своих эстонских коллег, Макаров годами поддерживает дружеские связи с людьми, у которых брал интервью. Это своего рода искусство — будучи журналистом, относиться к собеседникам с уважением и пониманием, убежден Макаров. Может быть, именно поэтому даже скупые на слова люди охотно раскрываются перед ним.
Нет — коллективу!
Макаров не из тех журналистов, которые стремятся пробиться к известным или занимающим высокое положение персонам, скорее, наоборот, человек начинает его больше интересовать после того, как он вернулся из заоблачных высей на землю, когда завершил карьеру либо лишился высокой должности. Сам он говорит так: «Известность человека — это лишь повод обратить на него внимание читателя. Но есть много больших личностей, о которых многие и представления не имеют. И их хочется открыть, хочется рассказать о них людям».
Именно Макаров, а не кто-либо из эстонских репортеров, был последним из журналистов, встретившихся с ушедшим из жизни 9 января актером и режиссером Микком Микивером. Grand old lady эстонского балета Май Мурдмаа говорит, что ей известен секрет феномена Макарова: «Люди интересуют Павла не в связи с занимаемым ими положением, его интересует их внутренний мир».
Собирая этим летом материал о пианистке Кяби Ларети, он часто ездил в Швецию и каждый раз привозил ей эстонский хлеб. Это так похоже на Макарова — проявлять внимание к другим людям. «Надо находить людей, которые живут вне времени и в то же время остро чувствуют время, в котором живут. Мне нравятся люди с внутренним светом», — объясняет Макаров свой выбор.
Лет в тридцать Макаров понял, что он — индивидуалист и, возможно, эгоист, для которого не подходит коллективный «подряд»: «На самом деле таких людей много, просто они стесняются в этом признаваться. Плохо, когда человек берет флаг и отправляется на улицу демонстрировать всем свой эгоизм. Это ни к чему, оставайся эгоистом на своей территории и в своей сфере. А когда ты не один, подавляй свой эгоизм! Я настоящий эгоист и индивидуалист и никогда не хотел работать в коллективе».
Макаров убежден, что в коллективе царит определенное духовное насилие, подавляющее свободу мысли. «Уверен, что человек рождается на белый свет для того, чтобы стать личностью, чтобы быть свободным», — говорит он.
Павел сокрушается, что советская дидактическая манера речи, которой свойственны рекомендации и советы, сохранилась и в свободной Эстонии: «Все, начиная с прессы, только и делают, что раздают советы и поучения! Милые люди, если вы хотите стать умнее, возьмите в руки какую-нибудь книгу!» Однако Макаров не намерен кого-то учить, как надо работать, тем более что сам он считает, что работает недопустимо мало: «Мои книги рождаются не за день и не за месяц, а годами. Чем, например, я занимался в этом году? Полгода странствовал по свету!» Результатами этого года Макаров сейчас не может похвалиться, ему, как он сам говорит, просто стыдно, что многочисленные интервью лежат у него дома на полках. «Люди стремятся к уравновешенности и гармонии, и я не исключение. Этого трудно достичь, но это очень важно. Порой мне кажется, что это никогда не удастся сделать, а иногда думаю, что вроде бы этого достиг…»
Павел Макаров (50)
• Родился 25 декабря 1956 года в Таллинне
• Образование: Таллиннская 25-я средняя школа (1973); профтехучилище, слесарь (1976); Студия сценического искусства и режиссуры Русского драмтеатра (1978); ВГИК (1987)
• Карьера:
• 1978-80 — Punane RET, слесарь
• 1980-84 — «Таллиннфильм», помощник оператора
• 1985-88 — Госкино, редактор
• с 1988 — свободный журналист
• 1992-1994 — тележурналист, внештатный сотрудник CNN
• 1995-2002 — Kanal2, автор, режиссер и ведущий серии телепередач «Персона»
• 1997-1998 — REN-TV, автор передачи «Кто есть кто?»
• Автор 10 книг, пять ждут печати; книги «Персона», «Персона. Свет и тени», «Персона. Судьба и характер» изданы на русском и эстонском языках.
• Член Театрального союза Эстонии, Московского союза писателей
• Признание: премия Союза журналистов Эстонии лучшему журналисту в области культуры (1997); ежегодная журналистская премия благотворительного фонда «Милосердие» (1997); орден «Мальтийский крест» (1998); «Журналист года Эстонии» (2002)