Воздействие экстремально холодным воздухом полезно при лечении многих заболеваний, а также здоровым людям в качестве профилактики и закаливания. В Эстонии аэрокриотерапия применяется с 1987 года.
Холод полезен больным и здоровым
Ровно год назад, когда стояли ужасно морозные дни, я, спасаясь от холода, ходил по баням (РМ 20.01.06. «Баня — это больше, чем место для мытья»). В этом январе — все наоборот. Отчаявшись дождаться мороза на улице, я отправился в криокамеру. Несколько минут пребывания в ней, при температуре минус 120 градусов, тождественны месяцу на умеренном морозе на улице.
Эффективный метод
В Эстонии самый большой энтузиаст аэрокриотерапии — врач-ревматолог Тынис Пяй. Первую у нас криокамеру он открыл в Тарту в 1987 году. «Метод эффективен при лечении суставных болезней, бронхиальной астмы, кожных заболеваний, для профилактики сердечно-сосудистых, легочных болезней», — сказал врач.
Мне лечить холодом нечего. Однако доктор Пяй, добрая душа, каждому готов сказать: «Добро пожаловать!», приглашая в ледяной ад. Около трех лет назад, узнав, что кто-то якобы провел в нем 16 минут, я захотел превысить это достижение. И попросил доктора дать такую возможность.
Вряд ли это более бессмысленно, чем сидение на время в финской бане — а ведь по этому виду «спорта» даже чемпионаты мира проводятся. Так почему нельзя делать то же самое, при тех же практически цифрах на термометре, только со знаком минус? И все же пребывание в криокамере неизмеримо экстремальнее, чем в самой жаркой парилке. Это я понял тотчас же, как скрылся в густых клубах ледяного тумана.
Еще холоднее
Обычно пациенты за один заход проводят в камере 2-3 минуты. Я в первый раз выдержал восемь: казалось, еще несколько секунд — и окаменевшее тело можно водружать на постамент в качестве памятника жертве физиологического эксперимента.
Наверное, подумал я тогда, это легенда насчет просидевшего в камере 16 минут. Однако доктор припоминает, что был, кажется, такой. Да и пациенты вспоминали какого-то спортсмена, делавшего подобные заходы.
Это было в больнице Ярве, а с 10 января камера работает в поликлинике Магдалена. Сюда я и пришел.
Почти все работают на тренажерах: одни разогреваются перед «экзекуцией», другие согреваются после. Жаждущих холода просто так, никого, кроме меня, нет: все пришли лечиться. Один мужчина рассказал, что у него беда с плечевым суставом: правую руку выше плеча поднять не может. Женщина, крутившая педали велотренажера, сказала, что у нее гипертония, диабет и прочие напасти, и при помощи холода она надеется хоть как-то помочь себе. Другая женщина заверила: «У вас блокнота не хватит, чтобы записать мои болезни». Всем им рекомендован курс холодотерапии — до 20 сеансов.
Через каждую минуту-другую доктор Пяй отворяет теплонепроницаемую дверь, чтобы выпустить закончивших сеанс и запустить очередную партию. Каждый раз из-за двери вырываются клубы тумана. «Бывают камеры сухие, я же предпочитаю с туманом, — пояснил доктор. — Он и сам по себе целебен, особенно для астматиков».
С одной из групп зашел и я. Увы, рекорд не состоялся: через 6 минут доктор Пяй приказал выйти. «В этой камере еще холоднее, не стоит рисковать», — пояснил он, осматривая мое заиндевевшее тело.
Аэрокриотерапия
• Криотерапия — это лечение холодом
• Начало положили наши далекие предки, принимавшие ледяные ванны для омоложения
• Холод активизирует иммунную систему, мобилизует эндокринную и нейрогуморальную системы
• Метод лечения первым обосновал Таимо Ямаучи (Япония) в 1981 г.
• В Эстонии применяется с 1987 г.
• Криокамеры есть:
- в поликлинике Магдалена
- в SPA «Калев»
- в санатории «Эстония» (Пярну)
• Услугу оплачивает БК