Страшилки на сон грядущий

Олеся Лагашина
, "Власть № 4"
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ханно Певкур оптимизирует свой галстук.
Ханно Певкур оптимизирует свой галстук. Фото: Postimees

Не отходя от кассы

Госконтроль осваивает жанр лагерных страшилок: на прошлой неделе он отчитался перед Рийгикогу о ситуации в здравоохранении.

Вы думаете, проблема в доступности медицинской помощи? Ан нет: оказывается, в нашей стране слишком много больниц, да и вообще всё настолько нехорошо, что в будущем больницам не станет хватать пациентов, молодых квалифицированных врачей, которые утекают за рубеж, и денег. Вот так: ни врачей – ни больных, видимо, все внезапно выздоровеют или наоборот. По мнению чиновников Госконтроля, до такого положения нас довело Министерство социальных дел, которое не в состоянии принимать четкие решения и тем самым вредит больницам и даже государству.

За свое ведомство на страницах Postimees вступился министр социальных дел Ханно Певкур, который похвалил Госконтроль за похвальное внимание к проблеме, после чего у него в голове включился органчик, и министр забубнил что-то до боли знакомое про оживление экономики и рынка труда и создание новых рабочих мест. Казалось бы, причем тут больницы? И как создание рабочих мест согласуется с желанием министра эти больницы «оптимизировать»?

Если же почитать комментарии читателей к статьям на эту тему, складывается впечатление, что существуют, как минимум, две параллельные Эстонии, в одной из которых больницы сокращать совсем ни к чему, важно, чтобы они работали, желательно хорошо, чтобы не было очередей, чтобы лекарства были дешевле. А то, как пишет Eesti Ekspress, сегодня пациент платит у нас за лекарства порядка 50% их цены, в то время как в среднем по Европе – около 15, не говоря уже о Голландии, где всего 0,5%, то есть почти ничего. Об этом, впрочем, эстонская пресса не в первый раз пишет, а ВОЗ и ныне там со своей оценкой доступности эстонской медицины.

Впрочем, как указывает Delfi, некий своеобразный выход придумал бывший директор Департамента социального страхования Георг Мянник, который полагает, что эстонское здравоохранение спасет Медицинская касса. Касса эта должна будет, по плану, существовать наряду с Больничной, и в ней будет действовать принцип «Мои деньги, мое здоровье, мои решения». И моя чиновничья зарплата, хочется добавить.

И как-то угрожающе в связи с этим прозвучало прокатившееся на прошлой неделе практически по всем местным изданиям активное обсуждение темы эвтаназии – то ли следили за кошмарной российской дискуссией вокруг детей-инвалидов, то ли возбудились после соответствующего обращения к властям своей страны тяжелобольного британского писателя Терри Пратчетта. А вы говорите, пациентов не хватает...

Не тяните рабочие руки!

По традиции, из центра приходят оптимистические новости. Министерство финансов отчиталось за январь: доходы превысили расходы на 1,7 миллиарда крон, а безработица, по слухам, выдохнется уже в этом году. Причем, выдохнется настолько, что, как пишет Postimees со ссылкой на Министерство экономики, к 2016 году рабочих рук уже будет не хватать. Насчет рабочих голов ничего не сообщалось, что же касается издыхания безработицы, то даже к тому благословенному времени она все-таки сохранится на уровне 7%. Видимо, поэтому участники передачи Keskpäevatund на Kuku raadio пришли к выводу, что нужно не только думать о необходимости повышения пенсионного возраста, но и о том, как сделать так, чтобы пенсионеры продолжали работать. Анне Вески уже заметила по этому поводу в интервью SL Õhtuleht, что до пенсии можно и вовсе не дожить.

Если добавить к этому, что Эстония находится также в числе лидеров ЕС по сокращению зарплат (это счастье испытали на себе 44% еще работающих), станет совсем, как в лагерной страшилке. При этом, как отмечает ERR со ссылкой на Банк Эстонии, в Австрии, Чехии, Бельгии, Испании, Франции, Италии, Люксембурге, Голландии и Польше зарплату своим работникам урезали порядка 3,2% предприятий.

А еще мы теперь в призерах по падению ВВП (9,4%), выйдя на третье место в Европе после Латвии и Литвы. Банк Эстонии уверяет, что падение это замедляется, но отчего-то получается, что замедляется медленнее, чем у всех остальных. Это ничего, успокаивает на ERR экономист Андрес Аррак, все пройдет, а кризисы – вещь в чем-то и полезная, потому что они оздоравливают и модернизируют экономику. «Нравится нам это или нет, но всё это реализуется путем существенного роста безработицы». Так что, дорогие безработные, помните о том, что вы играете великую оздоровительную роль!

Но настанет день, и Эстония поднимется с колен, уже поднимается, пишет шведское издание Dagens Nyheter, к которому отсылает Äripäev. Это логично, что надо обратить внимание на правильное мнение из-за правильного рубежа, потому что прочие добрые предзнаменования идут со стороны Тоомпеа. Не прислушиваться же, в самом деле, к главе BLRT Федору Берману, который в интервью Postimees обещает, что всё будет еще хуже: «Хотя сейчас, действительно, стало модным говорить, что дно достигнуто, я думаю, этот год будет еще тяжелее. Не то чтобы я был пессимистом, но к такому заключению я пришел, проанализировав ситуацию и на своем предприятии, и в экономике в целом». Не то, чтобы мы испугались, но играть оздоровительную роль как-то не хочется.

Нафинтили

Как низко пали финны! Взяли и дали добро газопроводу «Северный поток», сделав, таким образом, бессмысленными все выпады сторон, пытающихся под разными предлогами помешать прокладке этого антиэкологического монстра. Блеснула было надежда на то, что проект провалится, когда появилось сообщение, что ввод в строй Штокмановского газового месторождения, источника «Северного потока», откладывается на несколько лет, но не прошло и дня, как эта информация была опровергнута.

Не так уж и важно, что стало следствием чего – продолжение разработки месторождения или согласие Финляндии (после визита туда Путина?), но в эстонской прессе об этой досадной теме и о потерянных доходах и рабочих местах стали говорить уже открыто и лишь с сожалением.

«Труба будет, а Эстония своей политикой аннулировала все возможности что-нибудь от этого выиграть, – отмечает Delfi в одной из своих передовиц и призывает раскрыть страшную тайну. – Будем честны: эстонское государство противостояло «Северному потоку» больше по политическим, а не экологическим причинам». А мы-то думали, это оно экономику оздоравливало...

Финны вообще распоясались. В издании Uusi-Suomi, на которое ссылается Postimees, преподаватель стратегии в Финском высшем училище обороны Юха-Антеро Пуйстола признал, что с появлением «Северного потока» влияние России в Балтике, конечно, усилится, но зато регион станет безопаснее. «Такую же точку зрения, – пишет финская газета, – ранее высказывал и министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб». Вот так. А мы тут и не знали.

Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен, когда все уже случилось, заявил агентству STT, что выданное его страной разрешение на строительство «Северного потока» не вызовет напряженности между Эстонией и Финляндией. Эта тема, по его словам, и раньше-то не была главной в отношениях двух стран. В самом деле, не ругаться же теперь еще и с финнами из-за этого потока...

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх