Интересная вырисовывается закономерность – в неравной борьбе с кризисом и за равновесие бюджета с завидным постоянством выживают только те пособия и льготы, которые условно можно назвать бонусами для богатых.
Богатые плачут. И выигрывают
Нет, я совсем не против богатых. Я убеждена, что на верхней ступеньке среднего класса людей достойных стоит ничуть не меньше, а возможно, и больше, чем среди тех, кто находит удовольствие в том, чтобы смотреть свысока на каждого, кто получает больше средней зарплаты по стране. Ведь для того, чтобы хорошо работать и достойно зарабатывать, нужно куда больше усилий, дисциплины, ума и таланта, чем для того, чтобы презирать золотого тельца, гордо кутаясь в тогу бедности. (Люди, вынужденные считать копейки в силу болезни или других объективных жизненных обстоятельств – это, естественно, отдельная категория). Хотя судя по тому, что у исходящих ядом на интернет-порталах анонимов хватает денег на постоянное подключение к Сети и времени на то, чтобы с утра до вечера клеймить позором более успешных и занятых сограждан, их дела не так уж плохи.
В общем, в глазах среднестатистического интернет-комментатора я определенно не гуманист.
И, тем не менее, мне кажется очень странной ситуация, когда мы отказываем молодым родителям в погашении учебного кредита, но при этом сохраняем и даже увеличиваем до 35 316 крон верхний предел родительской зарплаты. Повышаем акцизы, из-за которых пухнут счета за коммунальные услуги, но оставляем нетронутыми налоговые льготы по жилищным кредитам. Радикально перекраиваем трудовое законодательство и в считанные дни повышаем налог с оборота под запоздалые причитания канцлера юстиции, но при этом, прикрываясь Конституцией, не можем покуситься на зарплаты депутатов Рийгикогу.
Да, отмена родительской компенсации как таковой для многих семей была бы катастрофой и не лучшим образом сказалась бы на рождаемости, поскольку дети, как известно, инвестиция чрезвычайно долгосрочная. Но, простите меня, женщина, чья ежемесячная зарплата составляет 35 тысяч, вполне способна самостоятельно обеспечить себе неприкосновенный запас, который позволит ей безболезненно пережить падение доходов тыcчонок на 10-15 в те полтора года, что она будет сидеть в отпуске по уходу за ребенком. И как человек, имеющий жилищный кредит, могу смело утверждать, что если мне под силу ежемесячно платить четыре тысячи банку, то те восемь тысяч, которые я получу раз в год от налогового департамента, будут для меня приятным подспорьем, но никак не жизненной необходимостью. Конечно, сотня высокооплачиваемых мамаш и еще столько же членов парламента не в силах пополнить казну так, как это могут сделать поборы, рассчитанные на более массовую аудиторию, но кто сказал, что это повод превращать преуспевающих граждан в священную корову?
За год до выборов правые партии, дела которых идут не лучшим образом, должны заботиться о голосах своих избирателей, скажете вы? Так вот, я тоже сторонник правых экономических идей. Особенно в кризис. Когда у государства и так мало денег, поддерживать слабых, предоставив сильным справляться своими силами, куда человечнее, чем навязывать усредненную помощь всем и каждому. Я готова сегодня заплатить больше, чтобы быть уверенной в том, что общество поможет и мне, когда удача будет не на моей стороне. Но, уважаемые правые, я что-то нигде не слышала о том, что классический правый подход — это в первую очередь заботиться о богатых, кормя остальных песнями о социальной солидарности. Так что не стоит удивляться, если итоги парламентских выборов в марте будущего года окажутся совсем не такими, как вам хотелось бы.