Свобода per se

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Игорь Кулдмаа
Игорь Кулдмаа Фото: День за Днем

Эстония отметила 92-й день рождения. Нет. Эстония отметила День независимости. Снова неверно. Эстония встретила годовщину первой независимости. Независимости от кого? От немцев, датчан и разных прочих шведов? От России? Формально, в первый раз от Российской Империи, второй - от Советского Союза. По крайней мере, именно это празднуется.

Сколько раз разного рода наши премьеры, президенты и другие политики, которым, как они считают, положено высказываться в стратегическом аспекте, с разной степенью прямоты признавали уже, что Эстония такая маленькая, что от нее практически ничего не зависит: и кризис наступит, когда наступит вокруг, и кончится он, когда кончится повсеместно, и транзитом мы не рулим, и туристы приезжают стихийно. Все само по себе. Per se. Даже внутриполитическая жизнь малоуправляема, потому что где-то рядом коварные враги, а внутри пятая колонна.

Да и ЕС, в который так рвались, уже показал, как умеет диктовать свои правила игры - от сахарного штрафа до абсурдного указания, что морковь - фрукт. Денежная единица, хоть и была с самого начала иначе поименованной немецкой, а позже европейской валютой, тоже скоро прикажет долго жить, этого некоторые патриоты даже жаждут. А если говорить об обороне, то, как выяснилось, шум натовских истребителей над столицей Эстонии - это шум свободы, он сладок и приятен.

Впрочем, этому в наше время, видимо, не приходится удивляться - потому что мир глобализуется, понятие независимого и, тем более, национального государства размывается, расплывается, превращается в фикцию и анахронизм. И государства постепенно отдают (как говорят политики и политологи - делегируют) значительную часть своих полномочий надгосударственным образованиям, которые всё крупнее, крупнее и крупнее.

Потому из всей свободы и независимости любой страны, пока она достойна краски на карте мира, остается лишь внутренняя, та, которую государство должно стараться обеспечить, выполняя свою единственную настоящую задачу - социальную. Это означает доступную медицину, качественное образование, достойную старость и многое-многое другое, о чем мало говорили с торжественных трибун по случаю Дня независимости и с чем пока получается не очень. Свобода по Бердяеву - это право на неравенство, и с этим вот, если понимать высказывание "в лоб", увы, пока лучше всего.

Повторюсь. Политическую свободу мы "делегировали", экономическую проиграли, с военной точки зрения либо никому не нужны, либо никто не заметит. На всей этой дребедени уже давно поставлен Крест.

Но есть свобода человека гордиться своей страной, и гордиться очень хочется. Скажу ужасное: хочется так гордиться Эстонией, как многие гордились ею в советские времена.

Ключевые слова

Наверх