Новость о возможности создания в Эстонии культурной автономии для эстонцев разделила аудиторию на два фронта: первые комментаторы с «русской» идентичностью охотно подхватили провокационный настрой «автономных» деятелей, но попытались вывести вектор развития событий в свою сторону – заявив, что «фашисты хотят затоптать светлую идею русской автономии». Сами авторы идеи оправдывались тем, что хотели привлечь внимание к снижению финансирования культуры в целом.
Ольга Бурмакина: разговоры о русской автономии культуре денег не приносят
На вопросы DzD о финансировании русской культуры в Эстонии ответила Ольга Бурмакина, главный специалист отдела многообразия культур в профильном министерстве. Оказывается, на поддержание очагов неэстонской культуры государство в этом году потратит более 51 миллиона крон - и это только по линии Минкульта.
Таков годовой бюджет отдела этого самого культурного многообразия. Большая доля бюджета идет на финансирование культурных обществ - базовое и проектное . Причем это отнюдь не все деньги, которые объединения культурных энтузиастов, скажем так, получают. Министерство вносит свою лепту (21 млн. крон) в софинансирование проектов, основные деньги на которые дает Европейский фонд интеграции граждан третьих стран - через эстонский Фонд интеграции MISA, а у этого учреждения годовой бюджет составляет порядка 120 млн. крон.
«За годы нашей деятельности уже сформировался целый круг людей не только увлеченных идеями, но которые также умеют получать под них деньги из европейских фондов, - говорит Ольга Бурмакина, - главное для нас при финансировании той или иной группы видеть, что они действительно работают, создают культурное пространство».
По словам Бурмакиной, Министерство обычно ограничивает свою помощь в рамках базового финансирования тому или иному культурному объединению сотней тысяч крон в первый год существования. А доказавшие свою необходимость культурному пространству Эстонии сообщества, как например «Лира», получат в этом году и все 600.000. Причем это касается только обществ, а не разовых проектов.
«Разумеется, нельзя придти просто так с улицы и получить 100.000, для этого нужно продемонстрировать что и как происходит», - говорит Бурмакина и припоминает весьма экзотическое общество эстонско-ангольской дружбы, в которое в основном входят люди, по долгу службы побывавшие в африканской стране в советское время.
В общей сложности при поддержке Минкульта в Эстонии финансируется около 260 культурных сообществ, которые объединены под 19 «зонтичными» конфедерациями. Помимо этого, Минкульт оказывает прямую финансовую поддержку таким известным фестивалям как «Золотая маска» и «Кредо», а о сотрудничестве с Русским культурным центром DzD расскажет в ближайшее время.
На прямой вопрос о том, что изменится при гипотетическом создании культурной автономии для русских в Эстонии, Бурмакина ответила, что и сегодня русская культура финансируется государством довольно серьезно и без установления статуса культурной автономии.
При этом для создания автономии необходимо единение всех ныне имеющихся русских культурных организаций Эстонии. А сегодня о единении и речи нет: «В министерстве культуры имеется официальное обращение трех крупнейших русских организаций, высказавшихся против идеи создания русской культурной автономии в том виде, в каком это предлагается нынешними заявителями. Кроме этого, того же мнения придерживаются и многие другие серьезные организации, занимающиеся русской культурой».