Что скрывал дневник?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: «МК-Эстония»

Минуло уже четыре года, как маленькую деревушку Арукюла в Харьюском уезде повергло в шок жестокое убийство 16-летней Эльвиры. Девушку нашли в снегу в 300 метрах от ее дома. Уже почти четыре года под стражей находится признанный виновным ее сосед и ровесник Михкель Вяльяк. Однако отец девушки убежден, что посадили невиновного.

26 февраля 2006 года Эльвира поехала в город за покупками. Обещала вернуться к половине девятого. В десять часов отец начал звонить на мобильный, никто не брал трубку. Злой на то, что дочь не берет трубку, Юрий отправился спать в полвторого ночи. «Если бы я знал, что Элечка лежит в двух минутах ходьбы от дома в снегу, захлебываясь собственной кровью, я бы побежал ее искать. Но я думал, осталась у подружки в Таллинне», - говорит Юрий.

На следующий день он обзвонил всех ее подружек, но никто ничего не знал. Подруга жены, Светлана, сказала, что видела ее в Арукюла, Эльвира сошла с электрички в 19.45. К дому Желобецких ведут две дороги. По длинной, но хорошо освещенной можно дойти за 8 минут. По короткой, но темной и извилистой – за 7. Светлана вспоминает, что посоветовала девочке идти длинной дорогой, но Элечка только улыбнулась и сказала, что короткой быстрее.

Узнав, что дочь пропала в деревне, Юрий после работы, взяв фонарик, пошел ее искать вместе с другом Хейки и его зятем. «Там на повороте горит единственный фонарь, а дальше тьма», - говорит Юрий. В нескольких метрах от дороги он нащупал угол пакетика, открыв который, увидел вещи дочери. Тогда он позвонил в полицию.

Увидел неподалеку небольшую возвышенность, Юрий стал разгребать ее руками. Это были просто опавшие листья, собранные в кучу. Чуть дальше он увидел еще одну возвышенность, смахнул снег и нащупал голую человеческую ногу со спущенными трусиками. «Тогда я понял, что моей Элечки больше нет», - рассказывает отец.

Пропавшая улика

«На следующее утро в дом пришел комиссар Реймо Рейсберг, который попросил показать вещи Эльвиры, - говорит Юрий. – В тумбочке, запертой на ключ, лежал дневник дочери, который заинтересовал комиссара. Он взял его и два диска с фотографиями. Никакой описи изъятого имущества мы не составляли».

Однако впоследствии, когда Юрий попросил вернуть ему вещи Эльвиры, комиссар наличие дневника стал отрицать. «Он утверждал, что никакого дневника не было, и вернул только диски. Хотя я прекрасно помню, как выглядел дневник – небольшая книжечка с открыткой на обложке, пришитой цветными нитками», - говорит отец.

Юрий написал заявление в полицию о пропаже дневника, однако по странному стечению обстоятельств это заявление зарегистрировано не было. Девушка-полицейский, которая принимала у него заявление, при следующей встрече стала категорически отрицать то, что Юрий вообще писал что-либо, хотя Юрия она в лицо узнала и не отрицала, что он к ней приходил. Тогда Юрий в присутствии свидетеля написал еще одно заявление о пропаже дневника.

По его словам, и жена, и сын видели, что комиссар уходил из их дома с дневником. «Это не просто память о моей девочке, - говорит Юрий. – Я думаю, что там есть описание последних месяцев ее жизни и указание на настоящего убийцу. А полиция прячет его дневник, потому что этот человек – бывший полицейский, и у него есть связи в полиции. Я знаю, кто он».

Жители нашли убийцу

После похорон семья Эльвиры не знала, что и думать. Кто совершил такое жестокое убийство? Неужели кто-то из их деревушки? Светлана, которая видела девушку последней, сказала, что за Эльвирой медленно шел некий парень в темной одежде с капюшоном.

Через месяц мама Эльвиры встретила на пути домой молодого человека, очень похожего на описание. Придя домой, она сказала об этом мужу. То сел в машину и быстро его догнал. Это оказался соседский парень, который часто приезжал в Арукюла в гости к бабушке, жившей в двух шагах от семьи Желобецких. На вопрос об убийстве Михкель (так звали парня) ответил, что видел в магазине машину с несколькими молодыми людьми, неместными. Михкель был не против, чтобы его слова Юрий передал полиции, и дал номер своего телефона.

«И тут начинается самое интересное, - говорит Юрий. – Через несколько дней встречаю Михкеля. Оказывается, никто из полиции ему не звонил. А буквально через день узнаю, что вечером полицейские схватили парня, надели на него наручники и повезли в участок. И уже на следующее утро везде раструбили: Михкель – подозреваемый».

Юрий недоумевает, почему парня повязали сразу, без предварительной беседы. Полицейские объясняют это тем, что убийца может быть опасен для общества, его надо заключить под стражу. «Но почему же, - задается вопросом Юрий, - целых три дня после того, как полиции сказали его имя и фамилию, адрес и телефон, Михкель разгуливал на свободе?»

Юрия удивляет поспешность, с которой объявили, что убил именно 16-летний Михкель. Через год состоялся суд, на котором молодому человеку дали 7 лет лишения свободы.

«Думаю, убил не мальчик»

«По материалам следствия, Михкель медленно пошел за Эльвирой, и какие-то голоса сказали ему, что он должен убить эту девушку. Он догнал ее и нанес несколько ножевых ранений, - говорит Юрий. – Но голоса – это распространенная адвокатская практика, к ней часто прибегают, когда нужно за уши притянуть какое-либо дело, где нет мотива». Судебно-психиатрическая экспертиза показала, что юноша психически здоров.

Юрий говорит, что Михкель - инвалид, у него одна нога короче другой, к тому же он перенес две операции, и ходит очень медленно. «Если бы он пошел за Эльвирой, он бы уже не смог ее догнать, потому что к тому времени, как он повернул за поворот и «голоса ему что-то сказали», она была бы уже около дома, - говорит Юрий. – Я с секундомером засекал».

К тому же Михкель был на голову ниже Эльвиры. Юрий считает, что не смог бы худенький и щуплый парень повалить девушку на землю и уж тем более нанести обычным хлебным ножом 5 ударов, 3 из которых – проникающие. «Сам Михкель в показаниях на следственном эксперименте сильно путался, не помнил, сколько ударов и куда», - говорит Юрий, который смотрел видеозапись. Он также вспоминает, что когда только нашли его дочь, следователь сказал по телевидению, что, судя по ударам и их силе, убийство явно совершил профессионал. Соседский мальчик, ранее не судимый, на профессионала не сильно похож.

Юрий показывает распечатки с видеокамер наблюдения местного магазина, где видно, что Михкель в 20.55. уже покупает себе замороженную пиццу и лимонад. «Он только что совершил первое в своей жизни убийство, наносил удары ножом, тащил умирающую и захлебывающуюся в собственной крови девочку в канаву, раздел ее, увидел, что это соседская девочка, испугался и убежал, а уже через несколько минут покупает себе пиццу и лимонад?» - Юрий полагает, что так мог поступить только очень хладнокровный убийца.

К тому же при встрече с Михкелем через три недели Юрий внимательно смотрел на парня, потому что подозревал его, но не заметил ни капли волнения. «Вот ты, к примеру, украл что-то у соседа, - говорит Юрий, - а потом сосед тебя спрашивает об этом. Уши покраснеют или лицо, во всяком случае, человек наверняка занервничает. Но Михкель был абсолютно спокоен и тут же согласился дать свой номер телефона полиции».

Основные доказательства, свидетельствующими о вине парня, - его ДНК на пуговице девочки и отпечатки пальцев на найденном неподалеку ноже. Следователь пишет, что Михкель взял нож из дома для самообороны, а после убийства выкинул его в канаву. Бабушка парня пропажи ножа в доме не заметила. Никаких упоминаний о крови девочки на одежде Михкеля нет.

«Михкель был тихим забитым парнем, над которым в школе все издевались, - говорит Юрий. – Он даже постоять за себя не мог. Жил с мамой, иногда навещал бабушку, друзей у него было немного».

Странные обстоятельства

Дело кажется Юрию весьма странным – в середине дела следователь сменился, их снова вызывали давать показания. Последний, кто вел это дело, в Пыхьяской префектуре больше не работает. Поговорить с ним Юрию не удалось.

Отец полагает, что за поворотом Эльвиру мог ждать кто-то, кого она боялась – один или с друзьями. Она говорила подружке, что к ней пристает какой-то взрослый мужчина. О том, что к Эльвире приставал некий мужчина средних лет из ее деревни, припомнил и один из родственников. Юрий уверен, что разгадка кроется в пропавшем при загадочных обстоятельствах дневнике.

Отец также припомнил, что на следующий день после убийства возле места преступления стояла неместная машина, красный «БМВ», в котором сидели три человека. Водитель спросил дорогу к перрону, и машина уехала. Через несколько минут вернулась, но так как Юрий с другом и его зятем еще стояли на дороге, то машина резко развернулась и уехала. «Я упоминал в полиции об этой машине, но полицейские ничего предпринимать не стали, - говорит отец. – Хотя это очень подозрительно, что возле места убийства крутились какие-то люди».

Комментарий пресс-секретаря Пыхьяской префектуры полиции Александры Солнцевой:

Отец убитой девочки неоднократно обращался в полицию после вынесения судебного решения по уголовному делу. В том числе он поделился своими предположениями, что настоящим убийцей является мужчина с криминальным прошлым из той же деревни.

У полиции нет оснований полагать, что это предположение может быть верным. Ведь передаче материалов в прокуратуру и в суд предшествует основательное расследование. Обвинение выносится на основании собранных доказательств. Помимо того, что осужденный молодой человек сознался в содеянном, его вину доказывают и другие многочисленные улики, в том числе экспертиза ДНК.

Все вещи, которые полиция забирает в рамках уголовного делопроизводства, фиксируются. Их возвращают при первой возможности, когда их наличие больше не требуется для следствия. Дневник убитой девушки по делу не проходит, полицейские его не забирали и, следовательно, вернуть его невозможно. Соответствующий ответ был в письменной форме дан отцу девушки еще в октябре 2008 года.

Ключевые слова

Наверх