Власть № 4. Отъезжее место Европы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ах, где, с кем и как только ни стоял Тунне Келам...
Ах, где, с кем и как только ни стоял Тунне Келам... Фото: Пеэтер Ланговитс

На этой неделе эстонские СМИ терзали Юргена Лиги, уверенного, что в Эстонии жить хорошо, и Тунне Келама, позарившегося на святое – драгоценную Балтийскую цепь.

Министр финансов Юрген Лиги, реформист, разразился на страницах Eesti Päevaleht удивительным мнением: «Эстония – слишком хорошее место для жизни, чтобы отсюда уезжать». Вот Лиги и не уезжает. Министр свято верит в то, что страна живет просто прекрасно и оснований для отъезда нет, а эмиграцию поддерживают «негативизм в адрес Эстонии и идеализация зарубежья».

Между тем экономический рост у нас о-го-го! И хотя за границей места работы, на которых платят мало, приносят куда больший доход, там, в поганой Европе, безработица очень высокая и растет – а у нас падает, и занятость у нас больше, чем в ЕС, причем без иностранных рабочих. Да бери выше! «У нас крепкая и доступная медицина, продолжительность жизни в Эстонии за последнее десятилетие растет быстрее, чем где бы то ни было в ЕС, детская смертность низкая, созданы благоприятнейшие условия для матерей, еще у нас отличная система образования».

И только счастья нет. «Один показатель все-таки беспокоит и противоречит остальным – индекс счастья, – огорчается Лиги. – Эстонцы не едут за счастьем в Анголу, Туркменистан, Россию или Вьетнам, но субъективно несчастнее жителей этих стран». То бишь – не понимаем мы своего счастья! «Эстония – лучшая в отчете о развитии человеческого потенциала, но мы это игнорируем. Вместо того чтобы хвалить, предпочитаем плакать». Что же с нами, неблагодарными нытиками, делать? Есть, есть одно средство, воспетое еще в советских анекдотах! Хярра Лиги, а вы дустом не пробовали?..

Эстонский народ как экспонат

«Конечно, уехавшие оглядываются, – пишут редакторы Postimees. – Но что они видят?» Газета начинает со статистики: за последние 11 лет в Эстонию приехали 28 тысяч человек, из них половина родилась в Эстонии – то есть это те, кто пожил за границей и решил вернуться. Портит картину то, что в последнее время иммигрантов все меньше, а вот эмигрантов в прошлом году стало в два раза больше, чем в 2011-м, и сальдо по въезду-выезду у нас негативное – минус 6000 человек за 2012 год.

Точно установить причины пока нельзя – статистика еще свежа: «Может, дело в стадном инстинкте – уехали уже многие, новым эмигрантам легче. Может, в общих тенденциях: не только Эстонию, но и большинство стран покидают люди в возрасте 20-35 лет... Видимо, важны и экономические причины, в пользу чего говорит статистика: при экономическом росте уезжали меньше, а возвращались больше». Проблема в том, что возвращающиеся возвращаются в страну, которая по-прежнему мало что может им предложить.

На эту тему, всячески поминая Юргена Лиги, высказался в Eesti Päevaleht писатель Андрей Хвостов. Министр, одной рукой хваля свои достижения, другой отменил предвыборные обещания реформистов выделить детям Эстонии денег на всякие кружки и секции: мол, 25 миллионов – огромная сумма, лучше увеличить зарплаты госсектору, ну и пенсии. Хвостов предлагает пораскинуть мозгами по-юргенлигивски: во что дети обходятся государству? Они не работают, не платят налогов, отвлекают от работы тех, кто работает и налоги платит, им нужны детские сады и школы, у них постоянно проблемы – с наркотиками, компьютерами, здоровьем. Из-за детей учителя хотят, чтобы им повысили зарплаты, школы требуют денег на ремонт... Одно расстройство, в том числе финансовое!

Между тем, продолжает Хвостов, вот это тщедушное поколение, которое ныне ходит в школу и не в состоянии пробежать километр, не упав в обморок, через полтора десятка лет должно будет: (1) длить эстонское государство; (2) кормить поколение Хвостова, ставшее ордой пенсионеров; (3) отвечать на глобальные вызовы; (4) всю жизнь учиться; (5) все остальное, о чем любят рассуждать наши «визионеры». Дать этим детям денег на кружки и секции? Не-а. Лучше поднять пенсии, потому что пенсионеры голосуют, а дети – нет. Лучше увеличить финансирование культуры на 21 процент. «Это хорошо, ведь будет построено здание Эстонского народного музея, – пишет Хвостов. – Громадное такое, но, увы, слишком маленькое, чтобы вместить всех эстонцев. В качестве экспоната... А Юрген Лиги молодец. Знает свой народ. Родители здесь тихие и мирные, они все снесут, что с ними – и их детьми – ни делай».

Тот, который не стоял

Другой писатель, Андрус Кивиряхк, традиционно топчется в своей колонке в LP Eesti Päevaleht по центристам: «Эта партия все-таки умеет удивлять. Все парламентские партии со своими подсадными утками и безвкусными лозунгами кажутся одинаково пресными, но центристы в нужный момент умеют перекозырять прочих. Грандиозный план организовать живую цепь “для защиты нижнего города от Тоомпеа” ужасен и вызывает ассоциации с атакой интердвиженцев, которые хотели “защититься” от ковавшейся на Тоомпеа проэстонской политики. Тогда Сависаар был в числе запертых и звал народ на помощь, сегодня он запирает верхний город сам... Вспоминаются старообрядцы, которые закрывались в монастырях и поджигали себя, чтобы спастись от крещения тремя пальцами, как требовала того церковная реформа. Жалко людей».

Другую живую цепь – знаменитый Балтийский путь, акцию жителей трех Прибалтийских республик, проведенную 23 августа 1989 года, – вспоминали в опубликованном в Õhtuleht открытом письме участники событий. Вспоминали по любопытной причине: кое-кто – не будем показывать пальцем, но это был евродепутат Тунне Келам, – умудрился перетянуть все одеяло на себя. В конце августа в Национальной библиотеке прошли мероприятия, формально посвященные Балтийской цепи и организованные Келамом, библиотекой и Юри Эстамом из пиар-компании Action Consensus. Финансировал это дело Европейский союз. Ни одного организатора Балтийской цепи, включая Сависаара и четырнадцать подписантов открытого письма, не привлекли, равно как и историков, которые могли бы сказать об акции пару веских слов. В посвященном мероприятию буклете помянут один человек – Тунне Келам. В фойе библиотеки устроена фотовыставка из архива того же Келама без единой фотографии с Балтийского пути...

И немудрено: как указывают подписавшие открытое письмо, Партия национальной независимости Эстонии, возглавлявшаяся во время оно Келамом, – это, если не считать Интердвижения, единственная политическая сила, которая в Балтийской цепи не стояла. Келам со товарищи организовал тогда свою цепочку по бывшей государственной границе ЭР, но об этом мало кто помнит. «Мы хотим знать, каков бюджет данного мероприятия, – пишут обалдевшие участники событий, – и на что пошли выделенные ЕС деньги? За какие услуги заплатили Юри Эстаму и фирме Action Consensus?.. Неужели на наших глазах переписывают историю, выдвигая в первые ряды организаторов Балтийской цепи ее противников и умалчивая о настоящих организаторах акции?»

Да, историю переписывают не отходя от кассы – и предсказать такой поворот событий было легче легкого. Что странного в том, что люди, пришедшие к власти на волне противостояния СССР, сплошь и рядом ведут себя хуже советских функционеров? Вспоминается «Скотский хутор» Оруэлла: «Теперь было ясно, что случилось со свиньями. Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто».

Ключевые слова

Наверх