С точки зрения юриста Сергея Середенко, далеко не дети являются самыми незащищенными членами общества.
Середенко: Родителей и школы надо защищать от детей
Конвенция по правам ребенка была ратифицирована практически сразу после вступления Эстонии в ООН, и этому документу придавалось особое значение. Однако, по мнению юриста, существует вилка между бытовым и юридическим пониманием прав ребенка. «Специфические права ребенка с точки зрения юриспруденции – нонсенс. Права ребенка автоматически подразумевают, что у кого-то есть обязанности по отношению к нему, будь то государство, школа или родители. При этом забывается, что ребенок недееспособен с точки зрения закона, поскольку не несет ответственности. А в быту при этом имеет место извращенное понимание своих прав, когда ребенок начинает качать права на кухне», - считает Середенко.
Свою негативную роль, по его мнению, сыграло и увеличение школьного возраста до 19 лет. «Согласно конвенции ООН о правах ребенка, ребенком человек считается до 18 лет, а у нас учатся до 19, т.е. понятие ребенка и школьника не совпадают. При этом обучение в школах обязательно, т.е. может быть использовано принуждение. И возникает ситуация, когда целый год в школе учатся совершеннолетние, которых, по идее, принуждать уже нельзя», - констатирует юрист.
«Для семей запланирован кошмар, который длится, пока ребенок находится в возрасте от 13 до 19 лет. Это существо, обладающее какими-то правами, перед которым ты практически беззащитен, - констатирует юрист. - Ты несешь за него ответственность, но не имеешь никаких рычагов влияния на него. При чем ответственность за осуществление прав человека родители несут в том числе материально».
По словам Середенко, странно, что в Эстонии до сих пор не додумались до регрессных исков, когда по достижении совершеннолетия родитель мог бы подать иск к своему ребенку, за которого когда-то заплатил, к примеру, солидный штраф. «Родитель оставлен абсолютно без прав. Хотя есть и позитивные сдвиги: если 10 лет назад школа и семья перекладывали ответственность друг на друга, то теперь они объединяются в борьбе «со злом» – e-kool, например, очень полезная вещь», - считает Середенко.
Однако в целом та концепция защиты прав ребенка, которая существует сейчас в Эстонии, не оставляет практически никаких прав на принуждение ни государству, ни местным самоуправлениям, ни школам, ни родителям. Середенко напомнил, что в 1998 году председатель Маардуского горсобрания Ханс Винкманн внес на его рассмотрение проект, разрешающий порку учеников в маардуских школах. По словам Середенко, свои разумные основания у такого проекта были.
«Неограниченные права детей нарушают равновесие в обществе», - считает юрист и отец троих детей Середенко.