«Мой мир – это свобода ритма фламенко, импровизация и на сцене, и в жизни. Для меня как музыканта главное – свободное, ничем не ограниченное мироощущение...» – так говорит ДиДюЛя.
ДиДюЛя за гранью слов
На эстонских концертах – 27 марта группа «ДиДюЛя» выступит в Концертном зале Nokia в Таллинне, 28-го в нарвском клубе «Женева» – популярный российский гитарист обещает исполнить «и самое лучшее, и самое новое». Последний раз он был в Эстонии в 2007 году, с тех пор он успел записать три новых альбома.
Но живет ДиДюЛя по-прежнему «в стиле фламенко»: «С годами наша музыка стала тоньше, динамичней, в ней появились какие-то новые нюансы, но присущая фламенко свобода никуда не делась. О музыке говорить трудно, слишком многое в ней – за гранью слов. Зажигательную программу, которую мы везем в Таллинн, я бы охарактеризовал словами “весна, солнце, энергия”...»
Что это за фрукт такой, ДиДюЛя?
– Некогда вы хотели поставить испанское фламенко-шоу с танцорами, но не нашли их. Теперь с вами выступают профессиональные танцовщицы...
- Ох, тут было всякое. Одно время я работал с лучшими российскими исполнителями фламенко – как с московскими, так и с жителями других городов нашей бесконечной родины. Довелось мне выступать и с испанскими артистами. На эстонских концертах тоже будет интересное хореографическое сопровождение. Однако акцент будет не на нем, а все-таки на музыку, на харизму музыкантов, на энергию лидера концерта, на меня, пусть это и звучит нескромно... В принципе, наш концерт можно представить без танцоров. Без чего он немыслим – так это без музыкальной энергии.
– Вы сами довольны эволюцией гитариста ДиДюЛи?
– Недоволен. Мне хотелось бы более динамичного развития. Увы, СМИ нас не догоняют, а именно от них зависит популяризация нашего творчества. «ДиДюЛя» на рынке уже 10 лет, мы записали десять уникальных инструментальных альбомов, дали тысячи аншлаговых представлений в разных странах, на разных континентах, и всё равно нас не замечают – или, в лучшем случае, относятся к нам настороженно. «Что это за фрукт такой, ДиДюЛя? Насколько это серьезно? Надолго ли это?..» Увы, СМИ к нам лицом не поворачиваются. И нестрашно. У нас есть поклонники, и с каждым годом их становится всё больше.
– Инструменталисту завоевать популярность сложнее, чем певцу? Или дело в чем-то еще?
– Наше творчество настолько эксклюзивно и ярко, что мы можем потягаться и с самым популярным вокальным проектом. Мы нашли уникальный язык общения со зрителем, музыкальная составляющая нашего проекта – чрезвычайно мощная и мелодичная... Мы медленно, потихоньку запрягаем, но едем быстро и долго. Наш потенциал огромен. Всякий раз, когда мы играем концерт, я понимаю, что наша музыка нужна, что этот жанр, этот стиль, этот язык общения со слушателем – востребован. Аналогов «ДиДюЛе» в мире нет. Мне и моей замечательной команде нужно просто набраться терпения. И еще – не стоять на месте, достигать новых высот.
– В одной из статей о вас написали, что «гитарист – в первую очередь философ, а потом уже техник». Вы согласны?
– Конечно. Есть идея, концепция, некий рассказ, который ставится во главу угла, и только потом уже – музыкальное решение, технические приемы, аранжировка. У каждого творческого человека – свой жизненный багаж, и мне тоже есть чем поделиться со слушателем. Жизнь – удивительно красивая загадка, а разгадка ее – это и есть наша концертная программа. Тот, кто пришел к нам на представление, понимает, насколько глубока и интересна может быть музыка. Во время концерта нашу музыку можно потрогать – именно потрогать, ощутить всеми фибрами души...
Гитара – одушевленный инструмент
– А теперь о технике: сколько у вас гитар?
– В гастрольные туры со мной ездят пять инструментов. К ним добавляются инструменты коллег: барабаны, перкуссия, духовые, синтезаторы... Если говорить о гитарах – это и классическая гитара, и гитара фламенко, и электроакустическая, и эстрадная, и греческая бузука. Как вы понимаете, я вообще увлекаюсь гитарной музыкой, и гитар у меня очень много и в студии, и дома, в коллекции. Причем все инструменты – действующие, всего – три десятка гитар.
– В русских романсах о гитарах поют нежно, как о женщинах. Вы ощущаете нежность к своим гитарам?
– Мы с моими гитарами взаимодействуем совершенно особо: иногда они податливы, более мелодичны, чем обычно, иногда – упрямы. Я убежден в том, что гитара – одушевленный инструмент. Почему мои гитары так подходят ко мне, а я подхожу к ним – это великая загадка для меня. В моем случае мистика общения с гитарой, безусловно, присутствует.
– Чем гитара фламенко отличается от обычной?
– Есть классическая испанская гитара – и гитара фламенко, на которой испанские цыгане играют свою музыку – сплав восточных и европейских мелодий. Гитара фламенко звучит резче, динамичнее, более звонко и акцентированно. У классической гитары другой тембр, она мягче, у нее больше «сустэйн» – тягучесть звука. На классической гитаре можно великолепно сыграть и полифонические мелодии Баха, и сочинения современных композиторов, она универсальнее гитары фламенко, которая приспособлена именно для цыганских мелодий. От гитары тоже многое зависит, но главное – это все-таки музыка и энергетика музыканта.
– На своем сайте вы благодарите множество людей, среди которых есть и достаточно известные, например, Брайан Адамс, с которым вы встречались на съемках фильма Андрона Кончаловского «Дом дураков». А какую роль в вашей судьбе сыграла Алла Пугачева?
– Давным-давно, лет десять назад, мы с ней встретились в одном концерте: я играл, а она этот концерт вела. После моего выступления Алла вышла к зрителям и сказала: мы сейчас услышали молодого гитариста, по-моему, он очень интересен и перспективен, и я верю, что у него большое будущее. И эта вера примадонны в меня дала мне крылья.
– Один из ваших альбомов называется «Музыка неснятого кино». А что это могло бы быть за кино?
– Не могу сказать. Мне всегда хотелось, чтобы моя музыка нашла воплощение в кинематографе, но до последнего времени она его не находила. Поэтому я записал такой альбом с симфоническим оркестром – словно бы для кино. И вот что удивительно: как только пластинка «Музыка неснятого кино» была издана, тут же посыпались предложения кинематографистов. Получилось, что я на этой пластинке предварил их интерес к себе. Телекомпания Би-би-си использовала мои мелодии в фильме «Россия – путешествие с Джонатаном Димблби». Используют мою музыку и спортсмены, в том числе фигуристы. Более того, сейчас планируется некий проект... Вдаваться в детали я не могу, скажу так: один из крупнейших, знаковых и культовых кинорежиссеров России использует мою музыку в своем фильме. Дождемся выхода фильма в прокат...
Справка «ДД»:
ДиДюЛя
родился в 1969 году в Белоруссии. На гитаре играет с шести лет. Работал в коллективах «Алые зори» и «Белые росы». Пять лет жил в Испании, где проникся фламенко. ДиДюЛя считается одним из лучших исполнителей фламенко в мире.
Укоренившись в российском шоу-бизнесе, ДиДюЛя выпустил полтора десятка студийных и «живых» альбомов, среди них – «Фламенко», «Дорога в Багдад», «Легенда», «Пещерный город Инкерман», «Цветные сны», «Музыка неснятого кино», «Дорогой шести струн».
Последний альбом группы ДиДюЛи вышел в 2010 году и носит название «Аромат».