Персона. Тренер из Эстонии принес серебро Японии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тийю Валгемяэ проработала с Жанной 19 лет и сегодня радуется каждому успеху своей талантливой ученицы.
Тийю Валгемяэ проработала с Жанной 19 лет и сегодня радуется каждому успеху своей талантливой ученицы. Фото: Scanpix/Postimees

Многие любители фигурного катания в Эстонии с нетерпением ждали олимпийского старта женщин-одиночниц. В том числе и для того, чтобы поболеть за одну из сильнейших фигуристок мира – японку Мао Асаду. Почему за нее? Ну а как же не болеть за спортсменку, которую последние два года тренирует специалист из нашей страны Жанна Фолле! Поймать саму Жанну для интервью нам не удалось, поэтому впечатлениями о ней поделились ее наставники и коллеги.

Жанна Фолле, более известная в Эстонии под фамилией Чубенко, работает с японской примой уже более двух лет. Именно тогда, перед чемпионатом четырех континентов, японка Мао Асада, решив кардинально поменять свою жизнь, прервала творческие отношения с Рафаэлем Арутюняном, вернулась из США в Страну восходящего солнца и обратилась за помощью к Татьяне Тарасовой. Однако ездить в Японию у Тарасовой не было ни времени, ни сил, поэтому готовить Асаду к главным стартам было решено в тандеме: Жанна отправляется на место, а Тарасова осуществляет общее руководство. Так начался их совместный путь к серебряной олимпийской медали...

Удивительная семья

Жанна Чубенко родилась в Таллинне. Уже в пять лет она пришла на каток в Кадриорге, и с тех пор вся ее жизнь связана с одним из самых красивых и зрелищных видов спорта. Закончив 19-ю среднюю школу, Жанна отправилась покорять Москву: лучшей фигуристке Эстонии представился шанс поступить в ГЦОЛИФК, ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

В перестроечные времена, когда в России было не до спорта, вместе с Александром Ведениным Жанна отправилась в Австрию, а затем перебралась в Германию, где живет и по сей день. Но поймать Жанну в Германии – дело не из простых. Она человек мира: сегодня в Германии, завтра – в Америке или в Японии. А в Мюнхене живет самый преданный болельщик Жанны – ее мама.

«Это была просто удивительная семья, – вспоминает первый тренер Жанны Тийю Валгемяэ, – таких бы побольше! Семья, которая на сто процентов поддерживала Жанну и при этом никогда не мешала. Это большая редкость. Ведь обычно мама, папа или бабушка уже на второй тренировке сами становятся тренерами. И не понимают, что этим не помогают. Нужно доверять тренеру. В Жанниной семье все было именно так».

Как Жанна попала в группу к Тийю Валгемяэ – отдельная история, которую маститый эстонский тренер вспоминает с удовольствием. Проводница вагона в поезде Таллинн – Москва, в котором Тийю с воспитанниками ехала на соревнования, всю дорогу с интересом наблюдала за их компанией. Однако обратиться с важным вопросом решилась лишь на обратном пути: ее внучка очень любит танцевать, может, Тийю возьмет ее в свою группу? «Приводите», – без особого энтузиазма ответила тренер.

«И они ее привели, – вспоминает Тийю Валгемяэ. – Это была худенькая девочка на тоненьких ножках, зато глаза… В них прыгали чертики!»

Опасная Спартакиада

Тийю стала для Жанны первым и главным тренером на всю спортивную жизнь. Они проработали вместе долгие годы. За это время Жанна несколько раз выиграла чемпионат Эстонии среди юниоров, потом среди взрослых. «На льду она выглядела превосходно, – рассказывает Валгемяэ. – У нее потрясающая фигура. Ростом – как Мао Асада, они и фигурами очень напоминают друг друга. Обычно ведь японки коротконогие, а вот у Мао все очень пропорционально. И Жанна такая же была – худенькая, но пропорциональная, удобная, легкая!»

В 1986 году Жанна стала шестой на Спартакиаде народов СССР в Красноярске и получила звание мастера спорта СССР. Это было серьезным достижением! Жанна стала второй в Эстонии одиночницей-мастером спорта после великой Вайке Падури (кстати, именно Падури была тренером Тийю Валгемяэ). Та Спартакиада запомнилась надолго. Открытие устроили на катке для хоккея с мячом «Енисей». Количество проданных билетов в несколько раз превышало количество посадочных мест. Возникла толчея, люди стали валиться с лестниц и несколько человек погибло.

«У всех была своя форма, – вспоминает Тийю Валгемяэ. – И я увидела, как женщина в эстонской форме пропала под людской массой. Я побежала к ней, дотянулась и вытащила, а потом мы прыгали вниз с трибуны, метров с трех, наверное. Слава богу, все уцелели, правда, вот руку повредила, которой ту женщину тянула... Потом ходила в гипсе. Но сейчас это забавно вспоминать. Сколько внимания и заботы было: рука в гипсе и ученица в шестерке лучших!»

В чужих коньках и под чужую музыку

В конце 80-х Тийю пригласили работать в Финляндию. Жанна поехала с ней, но через некоторое время вернулась. Тогда-то и начался ее путь в Европу через Россию. В Германии она стала работать с немецкой фигуристкой чешского происхождения Аннет Дитрт. Работа очень быстро принесла свои плоды: Дитрт выигрывала титул за титулом в Германии и Чехии, занимала достойные места на международных соревнованиях.

«Работать в чужой стране не так-то и просто, – рассказывает Тийю Валгемяэ. – Особенно, когда твои ученики становятся лучшими: знаю это по своей работе в Финляндии. Местным не очень нравятся успехи зарубежных тренеров. И я их понимаю. Уверена, что Жанна прошла через это в Германии и поэтому захотела что-то изменить…»

Ставить перед собой высокие цели и добиваться их – в характере Жанны. Если решила – не остановишь. В подтверждение Тийю Валгемяэ вспоминает случай на чемпионате Эстонии среди юниоров. «Тогда буквально за час до выхода на лед у Жанны пропала сумка с коньками… Мы всполошились, нашли какие-то подходящие по размеру коньки, хотели проверить музыку, а пластинка вся изрезана лезвием... Просто кошмар! И вот представьте себе: она выиграла! В чужих коньках и под первую попавшуюся музыку откатала отличную программу! А сумку с коньками мы потом нашли. И чьих это рук было дело – догадались».

«Говорить мы не могли, мы плакали...»

Свидетелями первого и многообещающего успеха следующего этапа в жизни Жанны Фолле мы с вами стали буквально пару недель назад, когда дебютант Олимпийских игр Мао Асада стала серебряным призером в Ванкувере.

Работа над этой победой началась более двух лет назад... «Я была настолько рада, что не передать словами, – говорит Валгемяэ. – Одно дело попасть на Олимпиаду, но стать тренером воспитанника, который завоевывает медаль, - это высший пилотаж! Ночью я смотрела выступления, а утром мне позвонила мама Жанны – говорить мы не могли, мы плакали…»

С распределением мест на Олимпиаде Валгемяэ не согласна, она считает, что в очередной раз на первый план вышли недостатки новой системы. «Асада – единственная женщина, которая прыгает три с половиной оборота, даже не все мужики это могут. И она прыгнула так трижды, а это никак не оценивается!.. Конечно, у нее было несколько ошибок, а Ю-На Ким как встала – так и проехала. Но такой большой разницы в оценках не должно было быть! Что касается подготовки, то считаю, что они попали в пик формы. Программы были отличные и очень подходили именно Мао. У них с Тарасовой сложился очень хороший тандем: Тарасова предлагает идеи, а Жанка все это воплощает в жизнь! Жанна шикарно владеет коньком! Это мастерство не каждому дано. Еще когда была маленькой, она понимала, как конек держит лед, как должны работать ноги. Я очень надеюсь на прекрасное тренерское будущее Жанны».

Жанна, приезжай в Тарту!

Тийю Валгемяэ вернулась в Эстонию в прошлом году – ее воспитанник Маргус Хернитс попросил помочь организовать чемпионат Европы. Тийю раздала учеников и приехала. С августа включилась в работу, продолжая заниматься лишь со своей давнишней воспитанницей, чемпионкой страны среди юниоров Керли Рийнамяэ. «И тут ко мне стали проситься ученики. Один за другим. Делать было нечего – пришлось открыть свою школу», – смеется Тийю, которой в последние годы не так часто удавалось бывать дома. Разве что летом, когда она в Тарту организовывала международный месячный лагерь – предмет ее особой гордости.

«Сборы в Тарту я провожу уже четыре года. Кого у нас только не было: финские девочки – Кира Корпи, Лаура Леписто, американцы, испанцы, исландцы... Наши, конечно. Вот жаль пока Жанна с Асадой не приезжали – но, быть может, в этом году... А то уже целый год не виделись».

Напоследок спрашиваю у именитого тренера, не считает ли она, что работа лучших эстонских специалистов и тренеров с зарубежными спортсменами является огромной потерей для маленькой Эстонии?

«Жанна, конечно, – потеря для эстонского фигурного катания. Но о чем можно говорить, когда в Таллинне элементарно нет льда! Как можно удержать ведущих тренеров и фигуристов? В свое время мы с Олей Васильевой тоже уехали в Финляндию, чтобы ей было где кататься и готовиться к Олимпиаде. И ведь Оля выступила тогда отлично: 14-летняя девчонка заняла 21-е место. Как и Глебова сейчас в Ванкувере. И у нас есть хорошие девчонки. Йоханна Аллик была на чемпионате Эстонии второй после Глебовой. Им всем надо развиваться. А каток для этого нужен как воздух!»

Тамара Николаевна Москвина, заслуженный тренер СССР, России:

Я в течение многих лет наблюдаю за работой Жанны с Мао Асадой. Считаю, что взаимодействие Жанны и Татьяны Анатольевны Тарасовой, их содружество, очень помогли Асаде добиться значительных результатов на международных соревнованиях и, в частности, на последних Олимпийских играх. Я знаю, что Татьяна Анатольевна очень занята в других проектах и основное время Мао тренируется с Жанной. Японские фигуристы, их родители и федерация очень ревностно относятся к престижу тренера, который занимается с их лучшими фигуристами. Они считают престиж тренера дополнительным фактором для успеха фигуриста. То, что Жанна так долго является тренером Мао, означает, что японская федерация оценивает ее очень высоко. Мы несколько раз пересекались с Жанной на сборах в Новогорске, встречались на многих соревнованиях. Это очень жизнерадостный, жизнелюбивый человек. Она не только блестящий методист, но и мастерски показывает своим воспитанникам элементы и упражнения. Думаю, в этом секрет того, что Асада к главному старту была подготовлена на отлично!

Алексей Урманов, олимпийский чемпион:

Мы часто пересекаемся на соревнованиях. Знаю, что Жанна очень много работает с Мао и результат не заставил себя долго ждать. Совместно мы не работали, но она принимала участие в постановке программы с моим учеником Сергеем Вороновым – это была классная работа… Что касается работы тренеров с представителями других стран, то я отношусь к этому очень положительно – это нормальная современная ситуация в спорте вообще и в фигурном катании в частности. Спортсмены вправе выбирать того тренера и наставника, с которым им интересно работать. Но маленькая Эстония вряд ли выигрывает оттого, что ее лучшие специалисты работают на другие страны. Видимо, государству и спортивному руководству надо задуматься о том, как удержать ведущих специалистов на родине. К России это тоже в полной мере относится. И тут все очень просто: если не знаешь, в чем дело, – значит, дело в деньгах…

Справка «ДД»:

Жанна Фолле (Чубенко)

Фигуристка-одиночница

Родилась в Таллинне

Тренировалась под руководством Тийю Валгемяэ

Многократная чемпионка Эстонии среди юниоров и взрослых

Мастер спорта СССР

Шестое место на Спартакиаде народов СССР в Красноярске

Закончила ГЦОЛИФК в Москве

Ученики: Аннетта Дитрт (Германия), Мао Асада (Япония)

Комментарии
Copy
Наверх