Мозговой штурм: перезагрузка

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эмблема движения "Моя Эстония. Сделаем!"
Эмблема движения "Моя Эстония. Сделаем!" Фото: www.minueesti.ee

На сегодняшний день можно с прискорбием констатировать, что призыв вдохновителя кампаний „Сделаем!“ Райнера Нылвака примирить эстонцев и русских не нашел достаточного отклика в обществе.

Первомайский лозунг провозгласили еще в конце октября прошлого года, а 10 ноября и 11 декабря прошли встречи в Таллинне и Силламяэ, на которых собравшиеся, подкрепившись кофе с чаем, печеньем и бутербродами, благополучно сгенерировали несколько десятков идей, и на этом работа по сплочению двух общин приостановилась. Причина проста – сами активисты никак не могут собраться для новых обсуждений. Поэтому Райнер Нылвак в интервью газете „Ээсти Экспресс“ обозначил новое направление предстоящей акции, заменив братание русских и эстонцев на дружбу всех со всеми.

Призрак мусорной кампании 2008 продолжает маячить за спиной сделаемцев; Нылвак с единомышленниками планировали повторить успех, представив своего рода эволюционное развитие акции от физического труда к труду умственному, на практике оказалось, что привлечение масс к какому-нибудь общеполезному делу – как продолжение старой доброй крестьянской традиции – вроде разбора стихийных свалок или посадки деревьев, выглядит гораздо эффективней, чем участие в абстрактных „мозговых штурмах“.

Так круг замкнулся: дабы не потерять лицо окончательно, активисты “Моей Эстонии“ вынуждены были вернуться к тому, с чего начинали.

Опять же, оглядываясь назад, „мозговой штурм“ с точки зрения логистики не уступил мусорному флэшмобу: участники получили шоколадки, карандаши и бумагу; инновативный центр информации, строго выдержанный в концепции e-riik – веселый сайт с эмблемой цветиком-семицветиком, оперативно пополнялся добрыми идеями. Сделаемцы посчитали, что достаточно проявили себя в 2008 году, чтобы повести за собой уже не пятьдесят, а ни много ни мало сто тысяч человек, но для воплощения этого амбициозного проекта не потрудились серьезно заняться собственным пиаром, ограничившись публикациями пресс-релизов и шаблонными интервью. Все это безобразие торжественно назвали рекламной кампанией за 0 крон.

Да, первый залп благодаря новизне задумки привлек множество добровольцев, и всякие шероховатости не бросались в глаза. Но как долго еще эксплуатировать эти давно прошедшие, как выразился анонимный комментатор muik на портале Postimees, 15 минут славы? Коль сделаемцы намерены каждую весну устраивать подобные мероприятия, они должны подробно информировать и ставить перед потенциальными участниками предельно четкие задачи, а не только лучиться комсомольским энтузиазмом. В конце концов, организаторы не наивные школьники или метущиеся от нерастраченной внутренней энергии студенты. После провала логично было сделать работу над ошибками, если, конечно, действительно ставится конкретная цель сплотить людей и подготовить почву для семян будущего гражданского общества. Вместо этого активисты „Сделаем!“ объявили, что мозговой штурм прошел успешно – по методу от противного, к которому прибегают многие наши политики, когда садятся в лужу.

Самую большую сложность создает так называемый русский вопрос – ахиллесова пята любого общественного начинания в Эстонии – который по счастливому совпадению опять был аккуратно задвинут куда-то на задний план; ибо затронуть его означало бы потревожить осиное гнездо, дав повод для выступлений яростным борцам всех мастей. Чтобы взвалить на себя такую ответственность, нужно быть по-настоящему сильным и независимым человеком. Железный Райнер Нылвак, как его назвал в своем панегирике инженер и психолог Владлен Лившиц, предпочел более тихую гавань, сосредоточившись на возрождении эстонских крестьянских традиций.

Пусть бы это было тактическим отступлением, будем думать только самое хорошее. Предположим, что окольными путями через правительственные и европейские некоммерческие фонды ведется масштабная работа, призванная совершить переворот в мировоззрении эстоноземельцев и в государстве в целом. Предположим еще, что Райнер Нылвак ведет очень тонкую игру, настолько тонкую, что на поверхности – русскими опять пренебрегли: перевод сайта „Сделаем – 2010“ на русский язык был сделан фрагментарно, вместо доходчивых ответов на вопросы отговорки вроде „Подробности на нашем сайте“.

Ключевые слова

Наверх